Дисертацію присвячено проблемі психічного здоров'я студентської молоді та виявленню чинників, що його зумовлюють. У роботі здійснено аналіз концептуальних підходів вивчення зазначеного феномену з урахуванням міждисциплінарних теоретичних та емпіричних досліджень. Експериментально визначено особистісні та соціальні чинники, симптомокомплекси, що зумовлюють розвиток психічного здоров'я студентської молоді. Розроблено структурну модель аналізу та оцінки особистісних чинників у студентському віці. Проведено аналіз умов соціального мікросередовища та визначено соціальні чинники, що впливають на розвиток психічного здоров'я студентства. Встановлено інтегральний показник психічного здоров'я (загальний показник осмисленості життя), відповідно до якого визначено рівні та типи розвитку психічного здоров'я студентської молоді. Під час формувального експерименту доведено ефективність використання авторської програми сприяння розвитку психічного здоров'я студентів. Результати експерименту переконують у необхідності спеціально організованого психолого- педагогічного супроводу процесу сприяння розвитку психічного здоров'я під час навчання у вищому закладі освіти, спрямованого на активізацію ціннісно-смислової сфери студентів, розвитку їх духовного потенціалу як стрижневої умови подальшого розвитку психічного здоров'я особистості.
This thesis is devoted to the problem of the mental health development of the students and to the factors that stipulate it. Analysis of the conceptual approaches to the mentioned phenomenon examination is made in this work with taking into account the interdisciplinary theoretical and empirical studies. Social and personality factors, set of symptoms that stipulate the mental health development of the students are defined by experiment. The structural model of examination of the personality factors at the student’s age is worked out. Analysis of the social microenvironment conditions are carried out by means of the special made questionnaire. Social factors which influence on the development of mental health of the students are defined. The integral rate of the mental health is determined and standards and types of the mental health development of the students are established on the basis of this rate. Efficiency of use of the author’s programme favoured to the mental health development of the students is proved during the generating experiment. The results of the experiment convince of the necessity of the special organised psychological and pedagogical support to the process of assistance to the mental health development during the training which is directed at the activation of the valuenotional environment of students, at the development of their spiritual potential as a pivotal condition of the further mental health development of the personality.
Диссертация посвящена проблеме развития психического здоровья студенческой молодёжи и выявлению факторов, которые его определяют. В работе представлен теоретический анализ концептуальных подходов исследуемого феномена с учётом междисциплинарных теоретических и эмпирических исследований, разработана структурная модель анализа и оценки психического здоровья в студенческом возрасте. Результаты экспериментального исследования позволяют рассматривать психическое здоровье как сложный конструкт, включающий структуру взаимосвязанных и взаимообусловленных социальных и личностных свойств, которые отражают внутренние (личностные) и внешние (социальные) ресурсы психического здоровья. К личностным ресурсам относят сформированность ценностно-смысловых ориентаций, позитивный образ Я, регуляторно-характерологические свойства, среди которых важную роль играют ответственность, эмоциональная стабильность, уверенность, смелость, оптимистичность. Социальными ресурсами выступает благоприятная социальная среда: семья (психологический комфорт, согласие, поддержка в семье, физическое здоровье семьи), студенческая академическая группа (удовлетворённость социально-психологическим климатом, статусом в группе, выбором професии, взаимоотношениями с одногруппниками, преподавателями), референтное окружение (ощущение поддержки, доверия, комфорта, умение устанавливать и поддерживать позитивные отношения). Проблема психического здоровья тесно связана с процессом самоактуализации через обретение личностных смыслов. Исходным базисом для самоактуализации и стержневым элементом структуры психического здоровья является сформированность ценностно-смысловой сферы в её тесной взаимосвязи с характерологической и регуляторной сферами личности. Экспериментально определены симтомокомплексы, определяющие развитие психического здоровья в студенческом возрасте: «самоактуализация как критерий развития психического здоровья», «осмысленность жизнедеятельности», «способность к саморегуляции поведения», «семейное благополучие», «удовлетворённость учебной деятельностью», «социальная и личностная направленность». Определён интегральный показатель психического здоровья — общий показатель осмысленности жизни. Относительно интегрального показателя установлены два уровня (достаточный и недостаточный) и два типа (жизненной активности и жизненной пассивности) развития психического здоровья студенческой молодёжи, их модификации. Обобщены отличия в развитии психического здоровья студентов на уровне мезо- (село - город) и микросреды (проживание дома - в общежитии). В ходе формирующего эксперимента доказана эффективность использования авторской програмы развития психического здоровья студенческой молодёжи. Данные исследования убеждают в необходимости организованного психолого¬ педагогического сопровождения процесса развития психического здоровья, направленного на активизацию ценностно-смысловой сферы студентов, развитие духовного потенциала как стержневого условия дальнейшего развития психического здоровья личности.