На основі системного аналізу психолого-педагогічної та науково-методичної літератури теоретично обгрунтовано структуру, зміст і сутність поняття "інформаційна культура молодшого школяра”, яка формується в процесі вивчення двох навчальних предметів початкової школи -“Трудове навчання” та “Сходинки до інформатики” освітньої галузі “Технології”. Зокрема уточнено визначення поняття “інформаційна культура молодшого школяра”; визначено критерії, показники та рівні сформованості основ інформаційної культури учнів початкової школи на заняттях з технологій. У роботі обгрунтовано сукупність педагогічних умов та спроектовано методику, що відображає поетапну взаємодію вчителя й учнів з метою формування основ інформаційної культури останніх. Результати педагогічного експерименту довели ефективність спроектованої методики формування основ інформаційної культури учнів початкової школи засобами інформаційно-комунікаційних технологій у спеціально створеному інформаційно-освітньому середовищі школи.
На основе системного анализа психолого-педагогической и научнометодической литературы теоретически обоснована структура, содержание и сущность дефиниции “информационная культура младшего школьника", которая формируется в процессе изучения учебных предметов образовательной области “Технологии”, в состав которых входят два учебных предмета начальной школы -“Трудовое обучение” и “Информатика”. В частности, уточнена формулировка понятия “информационная культура младшего школьника”. В работе описаны критерии, показатели и уровни низкий, средний, высокий сформированности основ информационной культуры учащихся начальной школы на занятиях технологий; для определения уровня сформированности каждого критерия были подобраны специальные диагностические методики, разработаны вопросы и задания контрольных срезов эксперимента. Обоснована и определена совокупность педагогических условий и спроектирована авторская экспериментальная методика, отражающая поэтапное взаимодействие учителя и учащихся с целью формирования основ информационной культуры последних. Эта методика предусматривает создание специальной информационнообразовательной среды начальной школы, в рамках которой нами определены основные аспекты формирования информационной культуры младших школьников: дидактический, информационно-технический, профессиональнопедагогический, эргономико-валеологический. В ходе экспериментальной работы нами выявлены и обоснованы педагогические условия формирования информационной культуры детей младшего школьного возраста: организация нестандартных форм обучения; внедрение воспитательных ситуаций с целью привлечения младших школьников к аксиологическим основам информационной деятельности; создание информационно-образовательной среды на занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка; обеспечение творческой самореализации младших школьников; отсутствие жесткой системы оценивания; создание ситуаций анализа и самоанализа младшими школьниками процесса и результата их информационной деятельности. Результаты педагогического эксперимента доказали эффективность предложенных педагогических условий и спроектированной методики формирования основ информационной культуры учащихся начальной школы средствами информационно-коммуникационных технологий, в специально созданной информационно-образовательной среде школы.
On the basis of systemic analysis of psychological and pedagogical and methodological literature been theoretically substantiated structure, content and essence of the concept of "information culture of younger pupils', which is formed in the process of studying of two subjects of primary school ‘‘Labour Training” and “Steps to Informatics” of educational field “Technology”. In particular, is specified the definition of “information culture of younger pupils”; the criteria, indicators and levels of development of information culture of elementary school students at lessons of technology. Also in work proved and defined set of pedagogical conditions and was designed proprietaiy methods that reflecting the gradual interaction between teachers and pupils in order to form of information culture. Results of pedagogical experiment proved the effectiveness of the proposed pedagogical conditions and the projected methods of formation of information culture of primary school pupils by means of IT in a specially created information-educational environment of school.