У дисертації теоретично обгрунтовується та практично розв’язується проблема побудови та розвитку системи інформатичної підготовки майбутніх учителів трудового навчання, шляхом розробки та впровадження моделі цієї підготовки у навчальний процес. Розроблена педагогічна модель інформатичної підготовки майбутніх учителів, відображає цілі, завдання, принципи, зміст і організацію системи інформатичної підготовки та дозволяє під час навчання дисциплін інформатичного циклу розвивати пізнавальний інтерес, індивідуальні можливості, здібності і професійно важливі особисті якості сгудентів, тобто забезпечує ефективне формування визначених рівнів інформативних компетентностей майбутнього вчителя. Для практичної реалізації системи інформатичної підготовки майбутніх учителів розроблено зміст і середовище реалізації змісту, що базується на електронних навчально- методичних комплексах, придатних як для автономного використання (СО, 1)VII)), так і для використання їх через комп’ютерну мережу. Дослідно-експериментальна перевірка процесу перебудови інформатичної підготовки майбутніх учителів трудового навчання засвідчила ефективність, функціональність та здатність до розвитку розробленої моделі інформатичної підготовки фахівців.
The problem of building and system development of informational training of the future teachers of labor by creating the model of this system and integrating it into the study process is theoretically researched and practically solved in the work. The pedagogical model which indicates objectives, main principles, meaning and organization of the new system is developed. There was the pedagogical model of future teachers of labor which reflects the aims, tasks, principles, content and organization of system of informational training of specialists and allows to develop students’ natural skills, cognitive interest and professionally important abilities as well as independent thinking which provides the effective forming of the defined levels of the informational competences of the future teacher of labor. The content and the environment for the realization of the system of informational training based on electronic educational and methodical materials both usable for offline (CD, DVD) and online work are prepared. The researching and experimental check of the informational training rebuilding has shown effectiveness, functionality and space for further development of the created informational training model.
В диссертации теоретически обосновывается и практически решается проблема построения и развития системы информатической подготовки будущих учителей трудового обучения путем разработки и внедрения модели этой подготовки в учебный процесс. Подтверждено, что эффективность и качество информатической подготовки будущих учителей трудового обучения могут быть обеспечены при условии, если проектирование и внедрение в систему информатической подготовки информационных и компьютерных инновационных технологий обучения базируются на научно-методических основах, которые включают: основные положения теории познания, психологические особенности процесса и организации информатической подготовки специалистов; модульное обучение и современные тенденции информатизации образования; специфику дисциплин, которые изучаются и уровень научности соответствующего учебно¬ методического обеспечения; психолого-педагогические и методические принципы деятельностного и компетентносного подхода к обучению и др. Спроектированная система информатической подготовки будущего учителя трудового обучения имеет структурную организацию, задается содержанием структурно-функционального инварианта педагогической системы и морфологически представлена в пяти подструктурах: целевой (конкретные цели и комплекс заданий, которые необходимо выполнить для достижение целей информатической подготовки); смысловой (уровневая программа, методическое и дидактичное сопровождение); технологической (модульная, традиционная и информационно коммуникационная технологии); организационной (формы и этапы процесса информатической подготовки); результативной (уровни, критерии, показатели, диагностические методики). Разработанная педагогическая модель отображает цели, задания, принципы, содержание и организацию системы информатической подготовки будущего учителя трудового обучения и позволяет во время изучения дисциплин информатического цикла развивать познавательный интерес, индивидуальные возможности, способности и профессионально важные личные качества студентов, самостоятельность, то есть обеспечивает эффективное формирование определенных уровней информатических компетентностей будущего учителя. Разработано содержание системы информатической подготовки будущего учителя трудового обучения, которая включает теоретическую и практическую составляющие дисциплин информатического цикла, разнообразные исследовательские работы, творческие проекты, курсовые, выпускные квалификационные, дипломные и магистерские работы. Разработанная среда реализации содержания системы информатической подготовки будущего учителя трудового обучения базируется на электронных учебно-методических комплексах по дисциплинам информатического цикла, пригодных как для автономного (СО, ОУЭ), так и для использования в компьютерной сети. Доказано, что использование сетевых учебно-методических комплексов, которые интегрируют дисциплины информатического цикла, спецкурсы и курсы, за выбором, позволяет индивидуализировать процесс информатической подготовки будущих учителей. Показано, что реализация содержания информатической подготовки в среде сетевых учебно-методических комплексов создает основу для системного формирования информатических компетентностей будущих учителей трудового обучения за счет выполнения системы самостоятельных работ, прикладных практических заданий и творческих веб-проектов, в рамках электронных учебно-методических комплексов, что предусматривает формирование самоорганизованности, способности принятия самостоятельных решений при определении последовательности операций во время разработки проекта, выборе инструментальных средств, способов реализации и продвижения проекта и др. Создана диагностическая методика мониторинга функционирования дидактичной системы информатической подготовки специалистов на основе обобщенного оценивания учебных достижений, использование которой позволяет достаточно точно и эффективно проводить измерение уровней информатических компетентностей будущих учителей трудового обучения. Взвешенный отбор измерителей уровней информатических компетентностей, использование машинных способов статистического анализа текущих данных обучения и их корреляция с параметрами организации и управлением познавательной деятельностью студентов позволил объединить оценивающе- корректирующий компонент системы информатической подготовки будущих учителей трудового обучения в единый достаточно эффективный учебно¬ методический комплекс. Опытно-экспериментальная проверка предлагаемой компьютерно¬ ориентированной системы информатической подготовки будущих учителей трудового обучения, сравнение результатов констатирующего и формирующего экспериментов, а также результаты экспертных оценок, подтверждают эффективность, функциональность и адаптивность разработанной модели информатической подготовки будущих учителей трудового обучения.