У дисертації обґрунтовано необхідність історико-педагогічного дослідження, присвяченого проблемі становлення та розвитку адаптивної фізичної культури в системі навчання та виховання дітей з вадами зору в Україні. На основі історико-логічного і порівняльного аналізу отриманих матеріалів розроблено авторську періодизацію. В основу запропонованої періодизації АФК покладено соціально-культурні зміни в розвитку суспільства на кожному історичному етапі, які давали поштовх до нових розробок у фізкультурній роботі з інвалідами по зору. Дана періодизація розвитку АФК у системі навчання та виховання осіб з вадами зору демонструє основну ідею, ключові моменти і дозволяє дослідити роль теорії у вирішенні практичних завдань, що поставали у роботі зі сліпими та слабозорими на різних істеричних етапах. Проаналізовано основи: тенденції, закономірності і особливості цього процесу на різник етапах суспільного розвитку країни та виділено рекомендації щодо покращення фізкультурної, реабілітаційної, рекреаційної й спортивної роботи зі сліпими та слабозорими дітьми в Україні.
В диссертации обоснована необходимость историки-педагогического исследования, посвященного проблеме становления адаптивной физической культуры (АФК) в системе обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в Украине. На основе историко-педагогического и сравнительного анализа полученных в исследовании материалов разработана авторская периодизация становления и развития АФК, в которой выделены и охарактеризованы шесть основных периодов. Каждый из выделенных периодов рассматривается как многообразный, противоречивый этап, в котором прослеживаются внутренние грани противостояния, восходящие и нисходящие тенденции, закономерности и особенности трансформации идей в педагогическую практику, а также элементы предыдущего и последующего периодов. Переход от одного периода к другому, а также преобразования внутри каждого из них, как свидетельствуют полученные в исследовании материалы, обусловлены социально-культурными, экономическими условиями развития государства и политикой в области образования. В работе раскрывается влияние организационно-педагогических, научных и методических факторов на формирование АФК. Полученные в исследовании материалы, объективный историко-педагогический анализ тенденций, закономерностей и особенностей развития АФК свидетельствуют, что этот процесс находился в неразрывной связи с формированием системы специальных учреждений для слепых детей. Впервые относительно полно, с позиций современной методологии и сравнительно-исторического подхода, создана целостная картина развития АФК, определена динамика её развития на каждом из этапов (конец XVIII начало XXI столетий). Исследование современного состояния практического обеспечения АФК в Украине показало, что существует некоторое несоответствие в реализации теоретических положений в работе учебных заведений для дегей с нарушениями зрения. Несмотря на наличие прогрессивной нормативной базы, многие вопросы на практике не решаются. Государственная политика Украины в отношении к спортивной деятельности лиц с нарушениями зрения является образцом для подражания в других странах. Вместе с тем физкультурное, оздоровительное и реабилитационное направления не поддерживаются должным образом. На современном этапе развития АФК в Украине наблюдается децентрализация в проведении научных исследований и методической работе со слепыми и слабовидящими детьми. Ведущими в данном направлении являются Одесская, Запорожская, Львовская и Киевская научные школы. Анализ научных работ, посвящённых проблемам адаптивной физической культуры слепых и слабовидящих детей, позволил выделить четыре основных направления научных исследований в Украине: совершенствование структуры и содержания адаптивного физического воспитания детей с нарушениями зрения в условиях образовательных заведений для слепых и слабовидящих детей: модернизация и совершенствование програмного обеспечения АФК слепых и слабовидящих детей; общие вопросы АФК (выделение основных структурных компонентов АФК, ее функций, форм и средств); исследование социальных и исторических аспектов развития адаптивного спорта для лиц с нарушениями зрения в рамках паралимпийского движения в Украине и за рубежом. Проведенное исследование позволило разработать рекомендации, направленные на оптимизацию учебно-воспитательной работы с данной категорией населения. Полученные в исследовании результаты, сделанные выводы и обобщения способствуют более полному раскрытию истории отечественной тифлопедагогики, обогащению ее новыми данными о содержании и специфике физического воспитания детей с нарушениями зрения как истерического феномена и позволяют определить перспективные направления дальнейших исследований этой проблемы.
The necessity of historical and educational research on the problems of formation and development of adaptive physical culture in Ukrainian educational system of children with visual impairments justify in thesis. The authors periodization developed on historical-logical and comparative analysis of the received materials. Responsible social and cultural charges in the development of society at each historical stage, which gave impetus to new developments in athletic work with people with visual handicaps, based on the proposed APC periodization. This APC periodization demonstrates the main idea in the system of training and education of persons with visual impairments, key points and allows exploring the role of theory in solving practical problems that stood in working with blind and visually impaired at different historical stages. It is shown that in some cases, theory is the driving force that creates the preconditions for the development of practice, while others, conversely, inhibits and prevents the solution of practical problems. Analyzed the main trends, patterns and features of this process at different stages of social development and highlighted recommendations for improving the physical, rehabilitative, recreational and sports activities with the blind and visually impaired children in Ukraine.