В дисертаційній роботі визначено сутність категорії «пізнавальна самостійність», удосконалено її структуру, обгрунтовано основні теоретико-методологічні засади її дієвого формування. Теоретично та методично обгрунтовано пряму функціональну залежність між рівнями пізнавальної самостійності учнів та рівнями їх якісних показників у навчанні фізики. Уточнено критерії визначення рівнів пізнавальної самостійності старшокласників у навчанны фізики, в якості ЯКИХ використано пізнавальний інтерес, цілевизначеність. пізнавальну активність, організованість, самостійність мислення, здатність учня до самоконтролю, самооцінки та рефлексії діяльності. Вперше запропоновано, концептуально обґрунтовано та апробовано модель, яка визначає методичні підходи, принципи та педагогічні умови дієвого формування пізнавальної самостійності учнів у процесі навчання фізики. Вперше запропоновано, теоретично та методично обґрунтовано цілісний методичний підхід до формуванні самостійності старшокласників, який ґрунтується на забезпеченні цілеорієнтацій учнів у навчанні фізики, їх готовності до засвоєння знань та активній самостійній діяльності з перетворення об’єкту пізнання. Набули подальшого розвитку дидактичні засоби для організації самостійної навчально-пізнавальної діяльності, самостійної роботи та контролю навчальних досягнень учнів у процесі навчання фізики. Експериментально підтверджено дієвість запропонованої моделі та методичного підходу до формування пізнавальної самостійності старшокласників у навчанні фізики.
В диссертационной работе научно обоснована актуальность проблемы формирования познавательной самостоятельности учеников средней школы в процессе обучения физики. На основе анализа научных источников установлено, что познавательная самостоятельность являет собой интегрированное качество личности, которое проявляется во время обучения и заключается в готовности (потребности и способности) ученика самостоятельно производить целенаправленный поиск, усвоение и применение знаний на практике. Определено, что развитие самостоятельности учеников в обучении физики зависит от обеспечения условий ее организации, смещения акцентов с деятельности учителя на уроках на активную самостоятельную деятельность учеников. Выделено компонентную структуру познавательной самостоятельности, которая включает эмоционально-мотивационный, моральноволевой, содержательно-деятельностный и контрольно-рефлексийный компоненты. Выделено четыре уровня сформированности познавательной самостоятельности старшеклассников: воспроизводящий, вариативный, частично-поисковый, творческий. Теоретически и методически обоснована их прямая связь с соответствующими уровнями усвоения учениками знаний по физике. Конкретизировано критерии для оценки уровня сформированности познавательной самостоятельности учеников, к которым относятся мотивация и целенаправленность ученика в обучении, его познавательная активность, организованность, самостоятельность мышления, самооценка, самоконтроль, способность к рефлексии и коррекции деятельности. Предложена, концептуально обоснована и апробирована модель формирования познавательной самостоятельности учеников в процессе обучения физики, которая основывается на концепции единства рационально-логических и эмоционально-чувственных начал познания и ориентации ученика на конкретизированные в учебной целевой программе уровни качества знаний по физике. Теоретически и методически обоснован целостный методический поход к управлению обучением физике, который определяет дидактические и организационно-методические условия эффективного формирования познавательной самостоятельности старшеклассников: 1) обеспечение психологической, содержательно-деятельностной и материальной готовности учеников к деятельности; 2) целенаправленность учеников в обучении с помощью целевой программы; 3) усвоения учениками теоретических и практических методов и приемов познания; 4) привлечения учеников к активной самостоятельной деятельности по физике разных видов; 5) самостоятельное решение учебных задач, которые находятся в «зоне ближайшего развития» каждого ученика; 6) регулярный оперативный контроль усвоения знаний учениками, их самоконтроль, рефлексия и коррекция деятельности. Установлено, что в качестве главных показателей личностных ориентаций в обучении физике выступают предложенные автором компетентносные ориентиры качества усвоения знаний, обозначаемые как заученные знания, наследование, понимание главного, умения, полное усвоение знаний, навыки, убеждения, которые задаются и фиксируются, как прогнозируемые результаты обучения, на основе определенных действий ученика. К высшими уровнями усвоения знаний ученика по физике относятся знания умения, навыки, убеждения. Дальнейшее развитие получили дидактические средства для организации самостоятельной деятельности учеников: методические рекомендации, планы обобщающего характера, алгоритмические указания для разных видов самостоятельной деятельности учеников; база задач, соответствующих разным компетентностным уровням знаний учеников по физике (раздел «Механика»); компьютерная диагностическая программа для контроля и самоконтроля знаний учениками по физике («Механика»); элементы компьютерных технологий, ряд интерактивных приемов для активизации разных видов самостоятельной деятельности учеников на уроках физики. Экспериментально доказана эффективность предложенных автором модели и методического подхода к формированию познавательной самостоятельности старшеклассников в обучении физике. Практические и теоретические результаты исследования были апробированы в период 2005-2012 гг. и получили благоприятные отзывы ведущих научных сотрудников и учителей Украины, а также успешно внедрены в учебный процесс физики средних школ.
In the dissertation it was theoretically substantiated topicality and basic principles of forming cognitive independency in the process of teaching physics, which is the basis tor self-development, self-realization and readiness for self-education. It is defined the essence and place in the conceptual terminology of modern pedagogical category «cognitive independence» of students. It is found that the structure of cognitive independency in learning physics by students includes motivational, moral volitional, content active and control reflective components that in unity provide student’s ability to seif-motivated knowledge seeking, learning ways of studying and applying knowledge of physics. There has been defined direct functional dependency between cognitive independency and effectiveness in teaching physics to senior pupils. There are developed criteria and performance evaluation of cognitive independency of senior pupils in learning physics such as: cognitive interest, aim defining, cognitive activity and initiative, self-organization, independent thinking, the ability of the student to selfcontrol, self-assessment and activity reflection. There was constructed, theoretically substantiated and experimentally tested model that defines psycho-pedagogical and organizational methodology of the cognitive independency of pupils in physics learning process. There are developed the didactic tools for self-organization of independent work .of senior pupils at physics lessons. During the teaching experiment it was proved that the organizing of teaching and learning activities in physics by the constructed model and the methodical approach helps the cognitive independency of senior pupils and increases the level of knowledge comprehension by students. The main results of this research are introduced at the lessons of physics in secondary schools.