Дисертацію присвячено вивченню психологічної сутності й закономірностей професійного мислення та його саморегуляції у практичних психологів у контексті поєднання системно-структурного, особистісного та професійно-розвивального підходів. Розглянуто теоретико-методологічні аспекти структури, функцій та специфіки професійного мислення, показано сучасні підходи до його аналізу та саморегуляції як метамеханізму продуктивності вирішення завдань. Автором розроблена концепція саморегуляції мислення практичного психолога і його професійного розвитку в системі вузівської підготовки психологів. Докладно розглянуто особистісні, мотиваційні, ціннісні, когнітивні та технологічні складові саморегуляції, характеристики професійного мислення практичного психолога, рушійні сили, детермінанти та умови його розвитку. Досліджена роль психологічних механізмів (інтегральних, стильових, рефлексивних) та чинників (характеристики Я-концепції, ціннісносп, креативності, складності завдань), які детермінують продуктивність і професійний розвиток саморегуляції мислення. На основі експериментального дослідження виявлено психолого-педагогічні закономірності та умови управління процесом професійного розвитку регулятивної культури мислення практичного психолога. Підтверджена визначальна роль змісту та структури навчальних курсів із практичної психології, комплексу розвивальних (у тому числі й активних) психотехнологій управління процесом формування саморегуляції професійного мислення в системі фахової підготовки психологів.
Диссертационное исследование посвящено изучению психологической сущности и закономерностей саморегуляции профессионального мышления практических психологов в системе их вузовской подготовки. Рассмотрены теоретико-методологические аспекты сущности, функций и специфики профессионального мышления, показаны современные подходы к саморегуляции как механизму организации решения мыслительных задач. В контексте объединения системно-структурного, личностного и профессионально-развивающего подходов постулируется положение о том, что категория профессионального мышления подразумевает сложный содержательный контекст: как высший уровень профессионального развития мышления (акме) и, одновременно, как специальное мышление, обусловленное специальностью, профессиональной деятельностью, спецификой задач и технологий их решения. В соответствии с концепцией автора саморегуляция рассматривается как специфический метамеханизм обеспечения продуктивности мышления и феномен регулятивной культуры, как ключевая составляющая психологической культуры профессионального мышления Представлена концепция саморегуляции профессионального мышления практического психолога и его развития в системе вузовской подготовки специалистов. В соответствии с теоретическими установками системноструктурного подхода выделены психологические характеристики и систематизированы классы профессиональных задач, решаемых психологом-практиком. Выделены и проанализированы характеристики профессионального мышления практического психолога, движущие силы, детерминанты и предпосылки его развития в системе вузовской подготовки специалистов. Исследована роль психологических механизмов (интегральных, стилевых, рефлексивных) и факторов ( характеристики Я-концепции, ценностности, креативности, сложности задач), которые детерминируют продуктивность и профессиональное развитие саморегуляции мышления. Показано, что интегральные, стилевые и рефлексивные механизмы саморегуляции мышления обусловливают ее продуктивность в решении задач Раскрыты взаимосвязи личностных и интеллектуально-творческих факторов саморегуляции профессионального мышления психолога. Разработана концептуальная модель профессионального развития саморегуляции мышления практического психолога, включающая стадии и уровни развития регулятивных механизмов и составляющих профессионального мышления. На наивысшей, продуктивной стадии осуществляется овладение знаниями, умениями и навыками саморегуляции, умениями вольно, творчески и конструктивно организовывать поиск и принятие профессиональных решений. Результатами исследования подтверджено, что управление процессом развития регулятивной культуры профессионального мышления практического психолога обусловливает учет на каждой из выделенных стадий концептуальной модели психологических условий достижения соответствующего уровня развития всех профессионально-необходимых системных составляющих саморегуляции мышления. Показана возможность использования комплекса развивающих психотехнологий, а также авторского рефлексивно-творческого тренинг-практикума как основы для формирования регулятивной культуры профессионального мышления психолога На основе разработанной системы развивающих психотехнологий рекомендуется комплекс методик системного и целенаправленного формирования регулятивной культуры мышления у студентов. Теоретически и экспериментально уточнено место психоло-гического обеспечения разработки содержания учебных курсов по практической психологии, инновационных методов организации его структуры в системе управления процессом формирования умений и навыков саморегуляции профессионального мышления у студентов. Обоснована роль специально организованной самостоятельной работы студентов по формированию знаний, умений и навыков создания и самокорекции системы саморегуляции профессионального мышления. Основные результаты диссертационного исследования отражены при написании ряда учебных пособий, типовых и оригинальных учебных программ и методических рекомендаций, используются в преподавании курсов по практической психологии в вузовской подготовке психологов разных уровней специализации и форм обучения.