Дисертаційне дослідження присвячено проблемі формування складних синтаксичних конструкцій у дітей старшого дошкільного віку з тяжкими порушеннями мовлення. В дослідженні визначено особливості стану сформованості складних синтаксичних конструкцій у старших дошкільників з тяжкими порушеннями мовлення. Представлено теоретичне обґрунтування методики формувального етапу експерименту, розкриті організаційні форми, принципи і зміст методики. Сформульовано необхідні психолого-педагогічні умови досягнення позитивних результатів корекційно-формувального навчання. Визначено напрями та етапи методики формування різних типів речення, зокрема складних синтаксичних конструкцій у дітей старшого дошкільного віку з ТИМ, а також узагальнено одержані результати проведеної експериментальної роботи, статистично підтверджено ефективність запропонованої методики. Результати дослідження довели педагогічну доцільність та ефективність запропонованої методики, яка дозволяє формувати в дітей цілісну систему мовних та мовленнєвих умінь та навичок.
Диссертация посвящена проблеме формирования сложных синтаксических конструкций у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Цель исследования заключалась в научном обосновании, разработке и експерименталыюй проверке психолого-педагогических условий и эффективности методики коррекционной (логопедической) работы, направленной на формирование сложных синтаксических конструкций у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Разработано методику исследования состояния сформированости сложных синтаксических конструкций у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Определены и научно обоснованы психолого-педагогические условия формирования сложных синтаксических конструкций у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи: обогащение мотивации, обеспечение эмоционального фактора в учебной деятельности, целевой установки на: понимание и использование в собственой речи детей сложных синтаксических конструкций, а также обучение родному языку в целом; разработка специальной методики формирования сложных синтаксических конструкций, через систему речевых упражнений, которые будут внедряться в учебный процесс на логопедических занятиях и занятиях воспитателя по заданию логопеда; создание развивающей среды: оснащение помещений уголками со специальным учебным материалом для построения даного вида предложений, обеспечение педагогов мультимедийными средствами обучения; включение в игровую, бытовую, трудовую и другие виды деятельности специальных ситуаций для построения предложений разного вида, сложных синтаксических конструкций; активное использование средств формирования сложных синтаксических конструкций в речи педагогов.Методика формирования сложных синтаксических конструкций представлена системой упражнений и заданий, подобраных в пределах наиболее распространенных лексических тем в старшей группе для детей с ТНР. Методика предусматривает такие направления практического усваивания понимания и использования дошкольниками с ТНР: 1) простых распространенных, простых распространенных однородными членами предложения; 2) сложных елементарных сложносочиненных, сложноподчиненных; 3) сложных многокомпонентных сложносочиненных, сложноподчиненных предложений, сложных синтаксических конструкций с разными типами связи. Соответственно направлениям мы определили такие этапы коррекционной работы: I. Пропедевтический этап обучения (сквозной, базовый) формирование понимания и построения простых предложений разного вида; II этап обучения -формирование понимания и построения сложных предложений разного типа, сложных синтаксических конструкций; III этап обучения формирование умения призводить сложные синтаксические трансформации. Этапы работы реализовывылись последовательно-параллельно. Во время коррекционной работы используется дифференцированый подход в обучении. Результаты исследования доказали педагогическую целесообразность и эффективность предложеной методики, которая позволяет формировать у детей целостную систему языковых и речевых учений.
The thesis devoted to the problem of figurative complex syntactical constructions of elder preschool children with hard speech infringements. The features of the state of the formed complex syntactical constructions of elder preschool children with hard speech infringements arc defined in the research work. Theoretical grounds of methods of experiment forming state are presented and organizing forms, principles and contents of methods arc exposed. Necessary psychology-pedagogical conditions for the achievement of positive results of corrective-forming education arc formulated here. Directions and sections of method of figurative different types of sentences (the complex syntactical constructions) of elder preschool children with hard speech infringements are defined; the results of experimental work are generalized and the effectiveness of the proposed methods is statistically approved. The results of the research proved pedagogic expediency and effectiveness of suggested system of tasks, which allow to form children's integral system of language and speech skills and acquired habits.