У дисертації розроблено методичну систему розвитку креативності учнів у процесі навчання фізики та модель навчання фізики із застосуванням тренінгів творчості як педагогічної технології. Створено навчально -діагностичний комплекс інтегроване програмне середовище, що містить пакет навчально методичних матеріалів для тренінгів творчості, діагностичних матеріалів для оцінювання рівнів креативності, мотивації, пізнавальної і характерологічної сфер учнів та поділу їх на групи виявленої, пригніченої, припиненої, нерозвиненої та невиявленої творчості за розробленим критерієм. Для роботи з учнями визначених груп в рамках навчально діагностичного комплексу розроблено рекомендації щодо доцільності застосування у процесі навчання фізики академічного, когнітивного або мотиваційно емоційного тренінгів творчості з відповідною системою завдань. Обґрунтовано необхідність формування в учнів індивідуальних стратегіальних тенденцій та методів творчого підходу до розв’язування задач.
В диссертации разработана и теоретически обоснована методическая система развития креативности учащихся в процессе обучения физике. Разработаны теоретико методические и организационные основы развития креативности и творческого потенциала учащихся, а именно его информационной и инструментальной составляющих. Исходными для построения методической системы являются положения когнитивных и системных теорий творчества, которые концентрируются на субъективных условиях творчества и создании творческой учебной среды; эгалитарный подход к творчеству; синергетический подход к формированию творческой личности; необходимость учета мотивационных, эмоциональных, познавательных, деятельностных и социальных факторов творчества; отсутствие различий между творческим мышлением и другими формами познания, мыслительными операциями в творческих процессах, а также таких, которые творческими не являются; равноценность процессов развития личностных характеристик учащихся и обучения. В основу разработанной системы положены принципы индивидуализации и социализации учебного процесса, активности и равноправия в педагогическом взаимодействии “ученик учитель” с сохранением управленческих функций учителя. Разработана инновационная модель обучения физике с применением тренингов творчества как педагогической технологии. Обоснована возможность трансформации традиционного урока путем обогащения его учебными тренингами, принадлежащими к методам педагогики творчества. Показано, что применение тренингов в процессе обучения физике содействует развитию креативности учащихся путем развития познавательных процессов, стимулирования имманентной мотивации, формирования специальных знаний и умений при решении заданий и использования методов творческого подхода к их решению, которые объединяют указания алгоритмического типа и эвристические методы. При этом указания алгоритмического типа не регламентируют всех возможных действий учащихся в процессе творческой деятельности. Предложено дефиниции понятий “тренинг творчества в учебно воспитательном процессе” и “тренинг творчества в процессе обучения физике”. Разработана система дидактических заданий по физике для тренингов творчества, в которой согласованы контроверсивность творчества и алгоритмической деятельности в условиях личностно ориентированного обучения. Создан учебно диагностический комплекс интегрированная программная среда, которая содержит пакет учебно методических материалов для тренингов творчества, диагностических материалов для оценки уровней креативности, мотивации, познавательной и характерологической сфер учащихся и деления их на группы творчества (невыявленной, подавленной, прекращенной, неразвитой и выявленной) в соответствии с разработанным критерием. Для работы с учащимися этих групп учителю предоставляются рекомендации относительно целесообразности применения в процессе обучения физике тренингов творчества с соответствующей системой заданий. Для развития креативности учащихся предложено три вида учебных тренингов творчества: академический, когнитивный и мотивационно -эмоциональный. Применение академического и когнитивного тренингов творчества обеспечивает развитие информационной составляющей творческого потенциала, к которой относятся специальные знания и умения по физике, познавательные процессы (дивергентное, конвергентное, логическое аналитическое и синтетическое мышление, память). Академический и мотивационно эмоциональный тренинги развивают инструментальную составляющую творческого потенциала, к которой относятся методы, стратегии, творческие подходы к решению задач, а также отдельные составляющие мотивационной и эмоционально волевой сфер личности (открытость к исследованиям, выносливость, готовность к риску, нонконформизм). Организация учебного процесса с целью развития креативности учащихся предусматривает создание соответствующих педагогических условий, обусловленных целями и методами обучения, дидактическими задачами. Определен инвариант действий учителя физики, который применяет тренинги творчества в процессе обучения, а также инварианты способов деятельности учащихся в процессе решения тренинговых задач, которые реализуются на последовательных уровнях: репродуктивном (подражания), трансформации и комбинирования (преобразование идей и решений других учеников), трансгрессии (нестандартный подход к задачам, выход за пределы привычных представлений и решений). Структурно функциональными инвариантами созданной модели являются учебные тренинговые схемы с соответствующими задачами, которые предназначены для развития дивергентного и конвергентного мышления, поиска нестандартных решений, формирования мотивационно эмоциональной и познавательной сфер личности, стратегиальных тенденций и творческих подходов к решению физических задач. Обоснована необходимость формирования у учащихся индивидуальных стратегиальных тенденций в решении творческих задач, сущность которых заключается в сравнении информации (знаний) о методах решения определенного типа задач (простых, частичных) и нахождении на основании этого аналога новой задачи или варианта комбинации образцов эталонов решения частичных задач, а также в перенесении их в новую познавательную ситуацию (решение более сложной, нестандартной задачи). Выяснение аналога или варианта комбинации вызывает возникновение творческого подхода к решению задач. Результат переноса их в новую ситуацию проявляется на последующих этапах и завершает формирование стратегиальной тенденции в процессе решения задач.
The methodological system for development the creativity by the pupils during physics study and model of physic study using creativity trainings as pedagogical technology have been proposed. The teaching diagnostic complex (TDC) as integrated program environment for education, containing the set of educational and methodological materials for creativity trainings, the materials set for creativity levels diagnostic, for motivation, for estimation cognitive and characterological specific of pupils and their classification into groups of revealed, depressed, suspended, undeveloped and unrevealed creativity using the criteria proposed in the thesis has been created. For work with the pupils in determined groups the teacher obtains from TDC relative to suitability generic conclusions (advises) for using during physics study academician, cognitive or motivation emotional creativity training with corresponding set of tasks. The necessity to develop the individual strategic trends and methods for task solving by the pupils has been justified.