У дисертації досліджено середньополіську весняно-літню календарну обрядовість як цілісний культурний текст, до складу якого входять взаємопов’язані вербальні та невербальні компоненти, виявлено витоки їх формування та встановлено структуру плану вираження. Здійснено опис весняно-літньої обрядової номінації середньополіських говірок у широкому екстралінгвальному контексті та її лінгвістичний аналіз. Встановлено семантичну структуру, шляхи творення назв, розкрито особливості їх функціонування. Зроблено спробу з’ясування мотивів номінації з використанням культурної семантики слів. Виділено теми плану змісту та культурно-міфологічні мотиви, які формують обрядовий текст. Здійснено етнолінгвістичне картографування й опис просторових варіантів номінації та культурних явищ середньополіської весняно-літньої календарної обрядовості.
В диссертации исследована среднеполесская весенне-летняя календарная обрядность как целостный культурный текст, в состав которого входят взаимосвязанные вербальные и невербальные компоненты, выявлены истоки их формирования, очерчены теоретические основы изучения явлений традиционной духовной культуры, указаны конкретные методы исследования обрядовой номинации и результаты их использования в работе, установлена структура плана проявления обрядовых единиц. Осуществлено описание весенне-летней обрядовой номинации среднеполесских говоров в широком екстралингвистическом контексте и ее лингвистический анализ. Рассмотрена номинация традиционных весенне-летних календарных обрядов Среднего Полесья как тематическая группа лексики, в рамках которой выделены такие лексико-семантические группы: названия временных понятий, названия обрядовых предметов, названия обрядовых действий, названия мифических персонажей и образов, названия пространственных понятий, названия процессов, состояний, чувств, представлений, явлений. Исследования семантической структуры номинативных единиц, мотивов их номинации проведено с помощью определения культурной семантики слов. Выяснено, что значительное количество вербальных и невербальных единиц обрядовых текстов возникли на основе мифологических представлений носителей языка про весенне-летние календарные обряды. Раскрыты особенности функционирования среднеполесской весеннелетней календарной лексики, которая представляет собой: 1) названия предметов и действий, относящихся исключительно к сфере весенне-летней обрядности: специальные обрядовые и внеобрядовые (общеупотребительные) названия; 2) названия предметов, существование которых выходит за рамки обряда, но вне обряда соответствующие реалии известны с другими названиями; 3) общеупотребительная лексика, семантическое поле которой состоит также из значения реальности весеннелетней обрядности. Установлены причины возникновения обрядовой номинации: обрядовое название становится семантическим дериватом от внеобрядового или наоборот; переходит из одной лексико-семантической группы в другую. В исследованных обрядовых текстах выявлены такие типы номинации: лексическая, представленная разными частями речи в разных формах, пропозитивная, представленная словосочетаниями разных структурных типов (атрибутивными, предикативно-объектными, адвербиальными). Рассмотрены отношения вербальных и невербальных компонентов при помощи определения тем плана содержания: природы, оплодотворения, очищения, жизни и смерти, брака, благополучия и более конкретных культурно-мифологических мотивов: огня, воды, растительности, судьбы, умерших предков, жизненной удачи, здоровья, урожая, которые лежат в основе формирования культурного текста; также выявлены в его составе давние архаические черты явлений традиционной духовной славянской культуры. В обрядовых текстах установлены отношения своеобразной синонимии между одноплановыми и разноплановыми единицами одной темы плана содержания, многоаспектности обрядовых символов с разными функциями, часто возникающими вторично в процессе переосмысления в народном представлении особенностей реалий повседневного использования. Осуществлено этнолингвистическое картографирование (создан “Атлас весенне-летних календарных обрядов Среднего Полесья”) и описание пространственных вариантов вербальных и невербальных компонентов среднеполесской весенне-летней календарной обрядности. На основании картографирования номинации среднеполесских весенне-летних обрядов выделены общие среднеполесские явления. Среди номинативных единиц, последовательно распространенных во всем среднеполесском ареале, больше всего названий временных понятий, обозначающих календарные даты. Хотя те названия, которые возникли вследствие переосмысления мифологических представлений в народном сознании и не соотнесены с церковным календарем, часто имеют локальные несоответствия. Значительная часть весенне-летней обрядовой лексики распространена в большем или меньшем количестве локусов, микрозон. В среднеполесском обрядовом тексте зафиксированы также названия, распространенные в одном или двух (часто отдаленных) населенных пунктах. Разноплановые единицы среднеполесской весенне-летней обрядности с помощью этнолингвогеографического метода сопоставлены с единицами диалектно-культурных зон, в результате чего установлено, что они представляют собой единство отдельных диалектных среднеполесских и общих полесских, украинских, восточнославянских, славянских черт. В научный обиход вводится новый эмпирический материал, который может быть использован при составлении диалектических и этнолингвистических словарей.
The dissertation researched Serednyo-Polissya spring-summer, calendar customs as inseparable cultural text, comprising verbal and non-verbal components; the sources of its formation and; the plan of its expression have been established. The description of spring-summer customs Serednyo-Polissya sayings in the wide extralinguistic context and its linguistic analyses have been provided. Semantic structure, name creating, peculiarities of their functioning have been established. An attempt has been made to understand the motive of nomination cum the usage of cultural words semantics. Relationship of verbal and non-verbal components has been established with the help of emphasizing the topics of the context and its concrete cultural-mythological motives, and also ancient archaic features to formulate traditional spiritual Slavonic culture. Ethnolingvistical carthography and description of variants of verbal and non-verbal components of Serednyo-Polissya spring-summer calendar customs have been made.