Дисертація присвячена дослідженню психологічних особливостей амбівалентності латентного материнства у дівчат юнацького віку. У роботі представлений аналіз науково-теоретичних підходів та концепцій до вивчення проблеми амбівалентності латентного материнства у зарубіжній, радянській та вітчизняній психології, розкриті вікові особливості її прояву. Визначено структуру (афективний, когнітивний, поведінковий компоненти) амбівалентності латентного материнства, критерії і показники діагностування (довіра до себе, до майбутньої дитини недовіра до себе, до майбутньої дитини (прийняття-неприйняття); когнітивний компонент: розуміння себе та майбутньої дитини нерозуміння себе та майбутньої дитини (турбота про себе, про майбутню дитину нездатність турбуватися про себе, про майбутню дитину), поведінковий компонент: впевненість у собі, у майбутній дитині невпевненість у собі, у майбутній дитини (самостійність у прийнятті рішень)), особистісні утворення (надія, самооцінка амбівалентності, самоефективність, статева роль), описана їх структура та рівні прояву. Обґрунтовано, розроблено та апробовано психокорекційну програму роботи зі зниження рівня прояву амбівалентності латентного материнства у дівчат юнацького віку шляхом активізації механізмів дезінтеграції-інтеграції. Доводиться ефективність включення даної програми в навчально-виховний процес з метою забезпечення психологічної допомоги дівчатам юнацького віку у процесі їх особистісного розвитку.
Диссертация посвящена исследованию психологических особенностей амбивалентности латентного материнства у девушек юношеского возраста. В работе представлен анализ научно-теоретических подходов и концепций к изучению проблемы амбивалентности латентного материнства в зарубежной, советской и отечественной психологии, раскрыты возрастные особенности ее проявления. Амбивалентность латентного материнства рассматривается как социальная установка сбалансированных или несбалансированных эмоций, мыслей, поведения, которые в определенной степени детерминируют девушку к реальному материнству и личностному росту. Именно в юношеском возрасте происходит становление латентного материнства, поэтому разработка проблемы ее амбивалентности приобретает особую научную и практическую актуальность. Определена структура (аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты амбивалентности латентного материнства), критерии и показатели диагностирования (доверие к себе, к будущему ребенку недоверие к себе, к будущему ребенку (принятие-непринятие); когнитивный компонент: понимание себя и будущего ребенка непонимание себя и будущего ребенка (забота о себе, о будущем ребенке неспособность заботиться о себе, о будущем ребенке), поведенческий компонент: уверенность в себе, в будущем ребенке неуверенность в себе, в будущем ребенка (самостоятельность в принятии решений)), личностные образования (надежда, самооценка амбивалентности, самоэффективность, половая роль), описана их структура и уровни проявления. В работе раскрываются результаты экспериментального исследования психологических особенностей амбивалентности латентного материнства, проанализированы возрастные отличия по каждому структурному компоненту. Установлено, что индивидуальные особенности структурных компонентов амбивалентности латентного материнства связаны с возрастом девушек. Изменения проявления этой социальной установки от 17-18 до 18-19 лет имеют тенденцию к увеличению высокого уровня в аффективной, когнитивной, поведенческой сферах. Эта негативная возрастная тенденция является статистически достоверной. Незбалансированые уровни (средний, высокий) доминируют над низким уровнем амбивалентности латентного материнства у девушек юношеского возраста. Выявлены тенденции объясняются особенностями позиции девушек юношеского возраста, которые стоят перед сложным жизненным выбором: карьера-замужество-дети, усваивают нове социальные роли, выбирают будущую профессию, что сопровождается возрастным кризисом перехода к ранней взрослости и проявляется в неуверенности в себе, отсутствии способности беспокоиться о себе, противоречивом отношении к себе. Обосновано, разработано и апробировано психокоррекционную программу работы по снижению уровня проявления амбивалентности латентного материнства у девушек юношеского возраста путем активизации механизмов дезинтеграции-интеграции. Программа работы по психологической коррекции амбивалентности латентного материнства базируется на усилении надежды, самооценки амбивалентности, самоэффективности, половой роли. Позитивные качественные изменения в уровнях проявления переживания личностных образований амбивалентности латентного материнства у девушек юношеского возраста взаимосвязаны с положительными статистически значимыми изменениями этой социальной установки.
The thesis is devoted to research of psychological features latent motherhood ambivalence in adolescent girls. The paper presents the analysis of scientific and theoretical approaches and concepts to the study of latent matherhood ambivalence in foreign, domestic and Soviet psychology, it is revealed age-related peculiarities of its manifestation. It is defined the structure (affective, cognitive, behavioral components) of latent motherhood ambivalence, criteria and indicators of diagnostication (trust to ourselves, to the future child distrust to ourselves, to the future child (acceptancerejection), cognitive component: understanding of ourselves and the future child misunderstanding of ourselves and the future child (taking care of yourself, of your future child inability to take care of yourself and your future child), behavioral component: selfconfidence and confidence in the future child uncertainty about yourself and your future child (idependence in decision-making)), personal formations (hope, self-esteem of ambivalence, self-efficiency, gender role), their structure and levels of expression are described. It is proved, developed and tested psychocorrectional program of work to reduce the manifestation level of latent motherhood ambivalence of adolescent girls by means of activatio the mechanisms of disintegration-integration.