У дисертації запропоновано новий підхід до вивчення мотиваційної бази
ергонімів як знаків соціокультурного простору України й англомовних країн.
У роботі розкрито механізми програмування мотиваційної бази назв закладів
харчування України й англомовних країн та систематизовано їх за актуалізацією
мотиваційних ознак. Схарактеризовано мотиватори, на основі яких утворено назви
закладів харчування України й англомовних країн, що набули статусу знаків.
Укладено ергонімійну карту назв закладів харчування України і зафіксовано в ній
домінування мовної мотиваційної ознаки у виборі назви для кожного регіону.
Установлено спільні й відмінні тенденції у виборі мотиваційних ознак для
найменування закладів харчування України й англомовних країн.
This thesis offers a new approach to studying the motivation base of ergonims as
signs of the sociocultural space of Ukraine and the English-speaking countries (based on
the names of catering establishments). The mechanisms of internal programming the
motivational base of the names of catering establishments of Ukraine and Englishspeaking
countries have been revealed and they have been systematized due to the
actualization of motivational features in the research. The motivators have been described.
They are based on the names of catering establishments of Ukraine and the Englishspeaking
countries and they have acquired the status of the socio-cultural signs. An
ergonomic map has been created with the names of catering establishments of Ukraine and
the dominant motivational sign has been recorded there in the choice of the names for each
region. Common and distinct tendencies have been established in the choice of
motivational features for naming catering establishments of Ukraine and English-speaking
countries.
Keywords: ergonims, names of catering establishments, motivational base,
motivational sign, sociocultural space, ergonimic map.
В диссертации предложен новый подход к изучению мотивационной базы
эргонимов как знаков социокультурного пространства Украины и англоязычных
стран. В работе раскрыты механизмы программирования мотивационной базы
названий заведений питания Украины и англоязычных стран. Проанализированы
мотиваторы, на основе которых образованы названия заведений питания Украины и
англоязычных стран, ставшие знаками для каждой из культур. Составлена
эргонимная карта названий заведений питания Украины, в которой зафиксировано
доминирование мотивационного признака в выборе языка названия для каждого
региона. В результате исследования выявлены 3 уровня мотивационной базы
названий заведений питания Украины и англоязычных стран как знаков их
социокультурного пространства: 1) внешне-мотивационный, 2) внутренне
мотивационный (собственно ономастический и языковой) и 3) когнитивно
мотивационный.
Установлено, что внешне-мотивационный уровень названий заведений
питания включает 8 мотивационных признаков, из которых номинатором был
выбран наиболее актуальный для конкретного названия на фоне угасания других
7-ми признаков, имеющих различные количественные доминанты в исследуемых
социокультурных пространствах: 1) прецедентный, 2) игры слов, 3) графический,
4) этнокультурный, 5) образно-символический, 6) эпатажный, 7) манипулятивный,
8) скрытый.
Внутренне-мотивационный (ономастический) уровень связан с выбором
номинатором мотивационного признака из других групп онимов. Выявлены
13 групп эргонимов, мотивированных другими онимами: 1) антропонимами жен.,
2) антропонимами муж., 3) топонимами, 4) идеонимами, 5) этнонимами,
6) порейонимами, 7) фитонимами, 8) зоонимами с ихтионимами, 9) хрематонимами,
10) колоронимами, 11) теонимами и мифонимами, 12) хрононимами,
13) космонимами. На этом же уровне мотивационной базы актуальным для
номинатора был и языковой мотивационный признак, на основе которого названия
заведений питания были классифицированы по номинативной структуре: украино-
(472) / иноязычные (1443) / гибриды (85) / англо- (1469) / иноязычные (195) /
гибриды (36), которые показывают отличительные тенденции в языковой мотивации
названий: в Украине доминируют иноязычные названия, преимущественно
русскоязычные, тогда как в англоязычных странах - англоязычные названия.
Когнитивно-мотивационный уровень отражает связи эргонимийной
концептосферы с другими концептосферами, из которых номинатором был выбран
мотивационный признак. Идентифицированы 5 групп общих концептосфер:
1) сфера чувств и эмоций с отрицательной коннотацией, 2) сфера чувств и эмоций с
положительной коннотацией, 3) сфера еды, 4) сфера природных явлений, 5) сфера
математических символов и 2 группы концептосфер, характерные только для
названий заведений питания Украины: 1) музыка, 2) ткани.
Для проверки знакового статуса названий заведений питания и виявлення их
ассоциативного потенциала, отраженного в сознании представителей Украины и
англоязычных стран, был проведен ассоциативный эксперимент, по результатам
которого установлены 3 группы ассоциативно-мотивированных названий:
1) этномотивированные, 2) мифологически-мотивированные, 3) религиозно
мотивированные.
Доказано, что названия заведений питания Украины и англоязычных стран
являются знаками их социокультурного пространства с разным доминированием
мотивационных признаков: этнокультурным, русскоязычным, а также признаками
из таких концептосфер, как музыка и ткани - для первых и образно-символического
и англоязычного - для вторых.