Роботу присвячено дослідженню проблеми методики організації групової форми діяльності учнів основної школи на уроках географії.
Проаналізовано стан досліджувальної проблеми в теорії та шкільній практиці навчання географії та визначено місце групової діяльності учнів у структурі різних типів уроків. Здійснено комплексний аналіз психолого- педагогічної та науково-методичної літератури з проблеми дослідження і з’ясовано об’єктивну потребу щодо модернізації вітчизняної методики навчання географії з огляду на розвиток інноваційних технологій в освіті. Розроблено, теоретично обґрунтовано і експериментально перевірено методичну модель організації групової діяльності учнів в курсах фізичної географії. Визначено оптимальні чинники для організації навчання у складі груп, які здатні вплинути на академічну успішність учнів 6-8 класів з географії.
Шляхом педагогічного експерименту доведено, що впровадження розробленої методичної системи організації групової діяльності учнів основної школи у навчально-виховний процес з географії підвищує рівень навчальних досягнень школярів.
Работа посвящена экспериментальному исследованию методики организации групповой формы деятельности учащихся основной школы на уроках географии.
На основании анализа результатов констатирующего экперимента были установлены причины, которые объясняют эпизодичность использования на уроках географии в основной школе групповой деятельности учащихся:
1) отсутствие методической литературы по проблеме исследования;
2) недостаточность разработки содержания группового обучения;
3) количественная переполненность классов основной школы (30-36 учащихся).
В ходе экспериментального исследования выяснилось, что учителя географии используют групповую форму обучения чаще на уроках обобщения и систематизации знаний. С целью раскрытия возможностей групповой деятельности учащихся на уроках географии был разработан цикл учебных занятий по изучению физической географии с использованием модели методики организации групповой формы деятельности учащихся.
На основании анализа учебной программы, содержания курсов физической географии и опыта школьной практики определено место групповой формы деятельности в структуре современного урока. Проанализирована традиционная методика проведения уроков географии с эпизодическим использованием элементов групповой учебной деятельности в основной школе. Установлено, что групповая форма деятельности при систематическом использовании способствует формированию уровня знаний, что, в свою очередь, влияет на повышение успеваемости учащихся по географии. Внедрение групповой формы учебной деятельности в практику организации обучения по геграфии в 6-8 классах является важным для развития инициативной, самостоятельной и творческой личности школьника.
Определены дидактические особенности проведения групповой работы для уроков разных типов и доказана целесообразность использования мегодической модели организации групповой формы деятельности учащихся на всех структурных этапах обучения географии. Наиболее эффективными для групповой формы деятельности в курсах физической географии были определены семинарские занятия, уроки-практикумы и нестандартные формы обучения.
В диссертации представлена экспериментальная модель методики организации групповой формы деятельности учащихся основной школы на уроках географии. Данная модель отвечает требованиям современных педагогических технологий, учитывает общеобразовательные цели учебного процесса, помогает учителю создать оптимальные условия для развития рефлексии, мотивационной и продуктивной деятельности учащихся на уроках географии в основной школе. Экспериментальная часть исследования посвящена разработке, научному обоснованию и апробации модели методики организации групповой формы деятельности учащихся.
В работе определены и проанализированы психолого-педагогические и методические условия успешного функционирования предложенной модели с целью повышения уровня успеваемости учащихся 6-8 классов по географии. Разработаны и экспериментально апробированы методические рекомендации для учителей относительно организации учебного процесса по физической географии на основе инновационной модели. Экспериментально доказано, что методическая система использования групповых
разноуровневых заданий способствует формированию и развитию интелектуального потенциала учащихся, стимулирует их учебную деятельность на уроках географии.
Установлено, что на уровень успеваемости учащихся 6-8 классы по гешрафии положительно влияют такие факторы: объединение коллективных усилий для решения групповых разноуровневых заданий; оптимальный состав комплектации групп, гетерогенных по уровню учебных достижений учащихся; наличие группового лидера (консультанта); умение сотрудничать; систематичность использования предложенной методической модели на уроках географии.
Изложена методика проведения констатирующего и формирующего экспериментов, количественно и качественно проанализированы их результаты. Соответствующие методы математической статистики подтвердили правомерность выдвинутой гипотезы.
По результатам проведенного исследования сделан вывод о положительном влиянии модели методики организации групповой формы деятельности учащихся на уровень их академический успеваемости по географии в основной школе.
Материалы исследования могут быть использованы учителями географии, преподавателями педагогических вузов и студентами на занятиях по методике обучения географии и во время прохождения педагогической практики.
The work is dedicated to research of problem of methods of group work organization of secondary school pupils at lessons of geography.
The state of this problem in the theory and school practice of geography teaching is analysed and the place of group work of pupils in the structure of different types of lessons. Complex analysis of psychologo-pedagogical and educational literature on problem of research has been done and objective need concerning modernization of Ukrainian methods of geography teaching in connection with development of innovational technologies in education is revealed.
Methodological model of pupils’ group work organization for the courses of physical geography is worked our, theoretically based and experimentally cheched.
By the way of pedagogical experiment it has been proved that incorporation of methodological system of pupils’ group work organization in educational process of geography teaching rises the level of learning achievements of pupils.