Дисертацію присвячено проблемі обґрунтування наукових засад та створення соціально-педагогічних умов і технології профілактики правопорушень серед дітей- сиріт молодшого шкільного віку, що перебувають у навчально-виховних закладах інтернатного типу.
У роботі виявлено причини виникнення поведінки, що не відповідає нормам закону (зовнішні і внутрішні); розроблено модель профілактики правопорушень дітей-сиріт молодшого шкільного віку в навчально-виховних закладах інтернатного типу, що включає мету, напрямки, соціально-педагогічні умови, форми та методи; визначено критерії, показники та рівні правомірної поведінки досліджуваної категорії.
Диссертация посвящена проблеме обоснования научных основ и создания социально-педагогических условий и технологии профилактики правонарушений среди детей-сирот младшего школьного возраста, которые находятся в учебно- воспитательных заведениях интернатного типа. В работе уточнено содержание понятия “профилактика правонарушений” и предложено авторское определение дефиниций “профилактика правонарушений детей-сирот младшего школьного возраста”, “социально-педагогические условия профилактики правонарушений”. Смоделировано процесс профилактики правонарушений детей этой категории в школах-интернатах; разработана модель профилактики правонарушений детей-сирот младшего школьного возраста в учебно-воспитательных заведениях интернатного типа; определены критерии (когнитивный, эмоционально-мотивационный, поведенческий), показатели и уровни правомерного поведения (высокий, средний, низкий) исследуемой категории. Установлено, что на процесс формирования неправомерного поведения учеников начальной школы влияют два фактора: первый - образовательный, другой - семейный, а также причины возникновения поведения, что не соответствуют нормам закона (внешние и внутренние).
Доказано, что правомерное поведение детей-сирот младшего школьного возраста формируется систематической и целенаправленной деятельностью учителя, воспитателя, социального педагога при реализации в профилактике ряда важных направлений решения этой проблемы: обнаружение .учеников склонных к противоправным действиям и причин появления отклонений в их поведении, создание возможностей для получения учениками знаний о правомерном поведении, устранение негативных факторов, которые предопределяют неправомерное поведение детей-сирот, формирование сознательного восприятия правовых норм жизнедеятельности младшего школьника, организация профилакгики на основе субъект-субъектного взаимодействия, формирование у ребенка навыков позитивного
социального поведения, повышение профессиональной компетентности педагогического персонала, в осуществлении профилактики правонарушений.
С целью выявления уровня правомерного поведения детей-сирот разработана авторская система педагогического диагностирования, которая позволила выявить оптимальные социально-педагогические условия профилактики правонарушений младших школьников. Установлено, что эффективный процесс профилактики правонарушений детей-сирот младшего школьного возраста в интернатных заведениях учебно-воспитательного типа обеспечивает положительные результаты при наличии следующих социально-педагогических условий: повышения чувства ответственности со стороны самых учеников; обеспечение информационно-правового образования младших школьников; индивидуальная профилактика правонарушений в учебно-воспитательных заведениях интернатного типа; обеспечение профессиональной подготовки педагогов к профилактической работе с детьми-сиротами.
Каждое условие важно и в отдельности, не может полностью обеспечить эффективность профилактики правонарушений детей-сирот младшего школьного возраста. Экспериментально проверено эффективность внедренных социально-педагогических условий в учебно-воспитательных заведениях интернатного типа. Доказано, что сочетание определенных социально-педагогических условий, направлений и технологии профилактики правонарушений детей-сирот способствует повышению их уровня правомерного поведения.
The dissertation deals with the problem of scientific basis grounding and creation of social-pedagogical conditions and technology of infringements prevention among the children-orphans of junior school age, staying in educational institutions of boarding school type.
The content of found the courses of behaviour appearing, which don’t meet the norms of law (internal and external); the model of infringements prevention of the children-orphans of junior school age in educational institutions of boarding type is worked out, determining the aim, directions, forms and methods of prevention; the criteria, indices and levels of unlawful behaviour of the category under study are determined.