Дисертація присвячена проблемі формування естетичної компетентності
майбутніх учителів образотворчого мистецтва. Проаналізовано становлення,
розвиток вітчизняних та зарубіжних філософських, культурологічних і педагогічних
теорій щодо сутності категорій «компетентність», «естетика», «естетична
компетентність». Науково обґрунтовано сутність і структуру поняття «естетична
компетентність майбутніх учителів образотворчого мистецтва».
Визначено критерії, показники та рівні сформованості естетичної
компетентності майбутніх учителів образотворчого мистецтва. З’ясовано рівень
сформованості естетичної компетентності майбутніх учителів образотворчого
мистецтва.
Теоретично обґрунтовано та експериментально перевірено технологію
формування естетичної компетентності майбутніх учителів образотворчого
мистецтва у позааудиторній роботі університету.
В диссертации проведено исследование теоретических основ и проведен
анализ современных подходов к формированию эстетической компетентности
будущих учителей изобразительного искусства во внеаудиторной работе
университета.
Проанализированы становление и развитие отечественных и зарубежных
философских, культурологических и педагогических теорий относительно сущности
категорий «компетентность», «эстетика», «эстетическая компетентность». Научно
обосновано сущность и структуру понятия «эстетическая компетентность будущих
учителей изобразительного искусства».
Раскрыто содержание концепта «эстетическая компетентность» в единстве
гностического, эмоционально-ценностного, эстетически-деятельностного
компонентов. Раскрыт потенциал внеаудиторной работы университета в
формирование эстетической компетентности будущих учителей изобразительного
искусства во внеаудиторной работе университета, который реализуется благодаря
созданию такой социокультурной среды, в которой студент развивается и
приобретает социальный опыт, эстетическое мировоззрение, получает помощь в
социальной самоидентификации. При этом во внеаудиторной деятельности
реализуется креативность поведенческих программ будущего учителя
изобразительного искусства, формируется его эстетическое сознание как отражатель
эстетического сознания общества.
Обоснованно содержательную структуру, определены критерии
(гностический, эмоционально-ценностный, эстетически-деятельностный), выявлено
показатели и уровни (высокий, достаточный, начальный) сформированности
эстетической компетентности будущих учителей изобразительного искусства.
Теоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена
технология формирования эстетической компетентности будущих учителей
изобразительного искусства во внеаудиторной работе университета, которая
определена как деятельность субъектов в внеаудиторной работе университета,
построенная на логической последовательности этапов (мотивационного,
операционно-деятельностного, контрольно-оценочного) и направленная на
формирование составляющих и показателей эстетической компетентности будущих
учителей изобразительного искусства. Реализация технологии формирования
эстетической компетентности будущих учителей изобразительного искусства во
внеаудиторной работе университета происходила на основе выделенных и
охарактеризованных педагогических условий, а именно: исповедание ценности
эстетизации университетской среды; формирование в студенческой группе воспитательной среды, активизирующий усвоения будущими учителями
изобразительного искусства эстетических умений и навыков; разработка и
внедрение содержательного и организационно-методического обеспечения
внеаудиторной работы будущих учителей изобразительного искусства.
The dissertation is devoted to the problem of formation of aesthetic competence of
future teachers of fine arts. The formation and development of domestic and foreign
philosophical, culturological and pedagogical theories on the essence of the categories
«competence», «aesthetics», «aesthetic competence» are analyzed. The essence and
structure of the concept «aesthetic competence of future teachers of fine arts» are
scientifically substantiated.
Criteria, indicators and levels of formation of aesthetic competence of future
teachers of fine arts are determined. The level of formation of aesthetic competence of
future teachers of fine arts is found out.
The technology of formation of aesthetic competence of future teachers of fine arts
in extracurricular work of university is theoretically substantiated and experimentally
checked.