Дисертаційне дослідження присвячене проблемі корекційно-педагогічного супроводу індивідуального навчання молодших школярів з порушеннями пізнавальної діяльності.
Виокремлено поняття «корекційно-педагогічний супровід індивідуального навчання» та його складові: навчальна і корекційно-розвиткова робота з дітьми; формування методичної компетентності батьків; підвищення компетентності педагогів, розробка відповідної навчальної документації. Встановлений незадовільний стан корекційно-педагогічного супроводу індивідуального навчання у практиці. Розроблені та апробовані умови забезпечення корекційно-педагогічного супроводу з урахуванням усіх його складових. Доведено ефективність умов
Диссертационное исследование посвящено проблеме организации коррекционно-педагогического сопровождения индивидуального обучения младших школьников с нарушениями познавательной деятельности.
Установлено сущность индивидуального обучения и психолого-педагогического сопровождения, стало основой выделения понятия «коррекционно-педагогическое сопровождение индивидуального обучения», его составляющих. Выяснено, что коррекционно-педагогическое сопровождение индивидуального обучения должно предусматривать не только улучшение условий для усвоения материала учебной программы, но и формирование учебной деятельности учащихся. Сопровождение детей с нарушениями познавательной деятельности, требующих индивидуального обучения, должно быть коррекционно направленным и учитывать особенности каждой из категорий нарушения.
Определено, что актуальное состояние коррекционно-педагогического сопровождения индивидуального обучения младших школьников с нарушениями познавательной деятельности находится на низком уровне: недостаточные результаты усвоения учебной программы и формирования учебной деятельности учащихся; низкий уровень профессионализма педагогов индивидуального обучения в предоставлении коррекционных услуг; отсутствие полноценного консультирования родителей; изоляция ребенка от сверстников и др.
В процессе формирующего эксперимента разработаны и апробированы условия обеспечения коррекционно-педагогического сопровождения индивидуального обучения: обеспечение коррекционной направленности индивидуального обучения; индивидуализация образовательных программ в соответствии с особенностями нарушения ребенка; отражение в календарном планировании сочетания нескольких учебных программ для детей со сложными нарушениями; командное сопровождение индивидуального обучения; привлечение родителей к работе с ребенком над усвоением учебного материала и развитием его учебной деятельности; обеспечение коррекционно-развивающей работы по формированию учебной деятельности учащихся; подготовка педагогов к реализации индивидуального обучения учащихся с нарушениями познавательной деятельности; социализация ребенка в условиях индивидуального обучения. Реализация коррекционно-педагогического сопровождения предусматривала реализацию различных форм работы с учетом всех составляющих сопровождения: учебная и коррекционно-развивающей работа с детьми; формирование методической компетентности родителей; повышение компетентности педагогов; совершенствование учебной документации. Результаты исследования показали эффективность условий обеспечения коррекционно-педагогического сопровождения.
This dissertation research deals with correctional and pedagogical support of individual education of junior schoolchildren with cognitive disorders.
The concept of ‘correctional and pedagogical support of individual education’ and its components have been defined as follows: educational, correctional and developmental activities with children; formation of didactic awareness of parents, increase of the competence of pedagogues, development of relevant education documentation. Current unsatisfactory condition of practical correctional and pedagogical support of individual education has been established. Conditions for providing correctional and pedagogical support with consideration of all its components have been developed and tested. Effectiveness of conditions for providing correctional and pedagogical support of individual education has been confirmed.