У дисертації вперше досліджено художній світ А. Мороза крізь призму межових ситуацій як психологічної домінанти світосприйняття письменника. Осмислено вивільнення митця з лещат соцреалізму, творчу еволюцію в модерністському експериментуванні та наближення до постмодернізму. Ракурс обсервації увиразнює концептуальне тяжіння А. Мороза до репрезентації катастрофізму світовідчуття і драми свободи вибору, зумовлених пошуком самоідентифікації та усвідомленої моральної відповідальності. Аварії як наслідок штурмівщини, циклічність повернень до порогу вибору - константи поетики межових ситуацій, де аиалепсія, концептуальні тропи, контамінація речей і власників, суб’єктивоване
перекодування цінностей артикулюють психологізм вибору. З’ ясовано, що
внутрішній світ героїв репрезентують рефлективна свідомість, синтез
конфліктів, активізація умовних форм, алюзій і міфопоетичних художніх
прийомів, дифузія ліризму і сарказму; естетична повнота гомоцентричного
конфлікту досягається сув'яззю в образі божественного й інфернального.
A. Moroz's world of fiction is being investigated in the thesis through the prism of the bordering situations as a psychological dominant of the writer's world perception. The artist's liberation from the vice of the social realism, his modernistic searches and approaching the post-modernism in the creative evolution are considered in it. The foreshortening of observation highlights A. Moroz's conceptual longing to representation of the catastrophic nature of the world perception and drama of the freedom of choice, stipulated by the searching of the selfidentification. Wrcckes as a result of assaults, the cyclic character of the returning to the threshold of choice - are the constants of the poetics of the bordering situations, where analepsis, conceptual stylistic devices, contaminations of the things and owners, subjective re-coding of the values articulate the psychological approach of the choice. The reflective conscience, the artist's longing to the synthesis of the conflicts, activation of the conditional forms, allusions and mythic and poetic belleslettres methods, diffusions of lyricism and sarcasm represent the inner life of the characters, the aesthetic completeness of the conflict is reached by means of the unity of the divine and infernal in the image.
В диссертации впервые комплексно исследован художественный мир
Анатолия Мороза сквозь призму пограничных ситуаций как психологической
доминанты мировосприятия писателя, проанализированы особенности
конфликт морального выбора, рожденного необходимостью самоосознания,
еамоотождеетвления, переосмысления и защиты общечеловеческих ценностей
(свобода выбора, гармония с природой и людьми, любовь, счастье, творческая
самореализация). Прослежена творческая эволюция А. Мороза: освобождение
от прессинга канонов соцреализма, модернистское экспериментирование,
приближение к постмодернизму. Изучение полувековой творческой деятельности писателя дало возможность определить особенности поэтики произведений, в которых художественно осмыслен поиск смысла жизни несколькими поколениями
украинцев, на фактаже реалий отражен дух шестидесятников, чьи моральные
приоритеты отражены в концепте движения и горения. Акцентирована
способность героев-протагонистов А. Мороза аккумулировать самые острые
вопросы к «спящему» обществу потребления, представителям власти и
притягивать к себе пограничные ситуации. Поэтика трагического па
выразительном уровне вступает в диссонанс с продиктованным каноном
оптимистическим изображением. Проанализировано постоянное экспериментирование мастера слова с формой, апробация приемов и способов достижения психологизма (в частности, в романе «Чужая любовь» (1966) рефлексия героя превалирует над событийным сюжетом, образы-символы продуцируют прогностическую развязку: в повести «Долгая-долгая минута» (1974) ретардация ретроспекции отражает категорию психологического времени: в романе «Четверо на пути» (1980) актуализации проблемы вещизма подчинены стереоскопическая подача событий, субъективация вещей, условные формы конфликта, несобственнопрямая речь). В работе истолкована сущность межродового конфликта нового типа (роман «Товарищи»), сделан вывод о воплощении конфликта «мерцание исчезновений» (осознание невозможности идеала и тоска по нему), а также создании образа мысли. Тема дураков обобщена как проявление внутренней свободы писателя в период авторитаризма.
Концептуальное тяготение. Мороза к идее катастрофизма и драме
свободы выбора, свойственных екзистенциалистскому мировосприятию,
обусловило поиск героями путей самоидентификации в современном мире
(повесть «Убийство, о котором никто не хотел знать», романы «Жду
упованную», «Хоть», «Притча о Мутанте»). Константы поэтики пограничных
ситуаций - цикличность возвращений героев к порогу морального выбора,
осознание корня причин личностных драм («слепое» отношения к
общечеловеческим ценностям): психологизм выбора прослежен на уровне
описания жестов, артикулирован концептуальными тропами, аналепсией,
контаминацией вещей и владельцев, субъективированным перекодированием
ценностей. Тяготение писателя к синтезу конфликтов, активизация условных
форм, аллюзий и мифопоэтических художественных приемов, диффузия
лиризма и сарказма служат репрезентации внутренней жизни героев.
Талант А. Мороза состоит в проектировании самых проблемных узлов
общественно-производственных отношений на мироощущение героя с
рефлектирующим сознанием. Эстетическая полнота конфликта достигается
парадоксальным соединением в образе божественного и инфернального.