Дисертаційне дослідження присвячено цілісному історико-педагогічному аналізу
розвитку позашкільних закладів різних типів в Україні (1920-1941) у контексті
історичних та освітніх реформ зазначених років. Дослідження проводилося на основі широкого використання архівних матеріалів і документів. У роботі проаналізовано передумови становлення і розвитку позашкільних закладів в Україні в досліджуваний період, визначено й обгрунтовано етапи їх розвитку, охарактеризовано основні тенденції та особливості розвитку мережі позашкільних закладів в державі у 1920-1941 рр., систематизовано й узагальнено основні принципи, головні напрями, зміст, методи і форми організації виховної роботи в них, ролі у формуванні особистості; узагальнено досвід організації діяльності позашкільних закладів в Україні у період, що досліджується, з метою з’ясування перспектив для сучасної теорії та практики позашкільної роботи. Основні результати дослідження, фактичний матеріал і теоретичне узагальнення
можуть бути використані науковцями і педагогами у подальшій науковій розробці
проблем позашкільної освіти з метою вдосконалення сучасної теорії та практики
виховної роботи.
The thesis is devoted to the process of formation and development of extracurricular
institutions of different types in Ukraine (1920 - 1941). The main tendencies of educational work in extracurricular institutions are rerevealed. Their activity and role in personality formation are researched. The principal aspects of educational work organisation system are determined. The results, the facts and theoretical generalisation may be used by scientists and teachers in order to develop and improve of modern theory and practice of extracurricular institutions educational work
Диссертационное исследование посвящено целостному историко-педагогическому
анализу развития внешкольных учреждений разных типов в Украине (1920-1941 гг.) в контексте исторических и образовательных реформ указанных годов. Исследование проводилось на основании широкого использования архивных материалов и документов. В работе раскрыты общественно-политические и социально-экономические предпосылки создания внешкольных учреждений в указанный период. Установлено, что становление внешкольных учреждений было тесно связано с историческими событиями в государстве 1917-1920 гг., так как в это время формировалась идея создания национального просвещения, были разработаны первые теоретические и практические шаги её реализации. В эти годы зарождалась национальная школа и педагогика Украины, были созданы предпосылки для организации внешкольной работы с детьми и подростками, главной задачей которой считалась прежде всего борьба с беспризорностью и безнадзорностью. В 1917 г. был выдвинут принцип беспрерывности образования, разработан план внешкольного образования, начали создаваться первые внешкольные учреждения - детские площадки разных типов, клубы. На основе ретроспективного анализа проблемы было выделено три основных этапа
развития внешкольных учреждений (1920-1925; 1925-1933; 1934-1941 гг.), каждому из которых были свойственны определенные особенности.
На первом этапе (1920-1925) в Украине создавались учреждения социального
воспитания (дневные детские дома, открытые детские дома), главными функциями которых была социальная защита детей. На втором этапе (1925-1933) осуществлялся переход к плановому развитию сети внешкольных учреждений, главным образом узкого профиля (станции юных натуралистов, техников, экскурсионные станции, детские театры и кинотеатры, библиотеки, стадионы). Их основными функциями было обучение, помощь школе в воспитании подрастающего поколения. На третьем этапе (1933-1941) в соответствии
с планом развития сети внешкольных учреждений в стране массово открывались
внешкольные учреждения разных типов, в первую очередь, дворцы и дома пионеров и октябрят - первые комплексные внешкольные учреждения. До середины 1941 г. в Украине была создана широкая сеть внешкольных учреждений.
Исследование показало, что основными тенденциями развития сети внешкольных
учреждений в стране были: социальная защита детей и подростков, их оздоровление, культурное развитие, организация интересного досуга, борьба с беспризорностью и безнадзорностью, ликвидация неграмотности (1920-1925); приспособление содержания внешкольного образования для выполнения заданий трудовой политехнической школы, организация досуга и оздоровления подрастающего поколения (1925-1933); всестороннее гармоническое развитие детей и молодежи (1933-1941). Характерной особенностью исследуемого периода было активное участие общественности, профсоюзов, ВЛКСМ, фабрик и заводов в строительстве и оборудовании внешкольных учреждений. Исследование показало, что в 1920-1941 гг. во внешкольных учреждениях разных типов был накоплен определенный опыт воспитательной работы, который явился значительным вкладом в теорию и практику внешкольного воспитания. Цель, задачи,
принципы внешкольной воспитательной работы были направлены на воспитание
всесторонне и гармонически развитой личности, что обусловливалось государственной политикой Украины. В ходе исследования установлено, что во внешкольных учреждениях использовались различные методы воспитательной работы (лекции, беседы, диспуты, поиск; демонстрация кинофильмов, воспитание на положительном примере, общественные поручения, упражнения, выполнение трудовых заданий; поощрение, наказание, соревнование, создание ситуации успеха) и формы организации воспитательной работы (культурно-массовые, общественно-политические, физкультурно-оздоровительные). Наиболее популярными считались разноплановые праздники, вечера, встречи, концерты, выставки, соревнования, экскурсии, фестивали, карнавалы, походы, олимпиады, смотры художественной самодеятельности, спартакиады, игры. Все они были направлены на помощь школе в реализации задач коммунистического воспитания подрастающего поколения, политехнизацию, на развитие физкультуры и спорта, организацию досуга. Сделанные в результате исследования выводы и обобщения способствуют более полному раскрытию истории деятельности внешкольных учреждений, обогащению её новыми данными о специфике внешкольной работы детей и подростков. Основные результаты исследования, фактический материал и теоретические обобщения могут быть использованы научными работниками и педагогами в дальнейшей разработке проблем деятельности внешкольных учреждений, внешкольного образования с целью усовершенствования современной теории и практики внешкольной работы.