Дисертаційне дослідження присвячене розв'язанню проблеми прийняття
студентами стратегічних життєвих рішень у трьох напрямах: визначенні життєвої
позиції особистості, професійному самовизначенні та виборі шлюбного партнера.
Презентовано авторський акмео-гуманістичний підхід до вивчення проблеми
прийняття студентами стратегічних життєвих рішень. Розкрито психологічний
зміст і спрямованість стратегічних життєвих рішень, обгрунтовано етапи, критерії
та психологічні механізми прийняття стратегічних життєвих рішень особистістю.
Створено психологічну модель прийняття студентами стратегічних життєвих
рішень на основі акмео-гуманіегичного підходу, що дозволило емпірично
дослідити розвиток особистісно! готовності студентів до прийняття стратегічних
життєвих рішень за чотирма компонентами: ціннісно-мотиваційним, емоційнопізнавальним, цілеу творювальним та операціональним.
Встановлено, що прийняття студентами стратегічних життєвих рішень
детермінується такими вольовими якостями як самостійність, рішучість,
цілеспрямованість та прагнення прогнозувати майбутнє. На першому місці за
важливістю для студентів є професійне самовизначення, на другому - вибір
шлюбного партнера, на третьому - визначення життєвої позиції, соціальний
статус та стосунки з оточуючими.
Визначено загальні та специфічні для кожного напряму рішень психологічні
закономірності прийняття студентами стратегічних життєвих рішень, провідні
психолого-педагогічні умови, обгрунтовано та впроваджено у практику діяльності
вищого навчального закладу психолого-педагогічну програму підготовки
студентів до прийняття стратегічних життєвих рішень, диференційовану з
урахуванням індивідуальної спрямованості стратегічних життєвих рішень і
специфіки актуалізації психологічних механізмів розвитку компонентів
особистісно! готовності до прийняття стратегічних життєвих рішень
The dissertation explorers the psychology' of taking strategic life decisions by
students in three directions: the definition of life position of the individual, professional
self-determination and the choice of marriage partner. Represented the Acmehumanistic approach to the study of taking strategic life decisions by students, proposed
by the author. Revealed the psychological meaning and direction of strategic life
decisions, the stages, criteria and psychological mechanisms of taking strategic life
decisions by individual are grounded. Created a psychological model of taking strategic
life decisions by students on the basis of the Acme-humanistic approach, that allowed to
empirically explore the development of personal students' readiness to make strategic
life decisions on four components: value-motivational, emotional-cognitive, goalssetting and operational.
Revealed that taking strategic life decisions by students is determined by
volitional qualities such as independence, resoluteness, goal orientation and desire to
predict the future. On the first place in importance to students is a professional selfdetermination, on the second - a choice of a marriage partner, on the third - a
determination of a life position, social status and relationships with others. Defined the
general and specific for each approach of solutions psychological aspects of taking
strategic life decisions by students.
Proved and implemented in practice of university the psychologically-educational
program of preparing students to making strategic life decisions, differentiated on the
basis of direction of the strategic life decisions and the specification of actualization of
the psychological mechanisms that ensure the development of the components of
personal rediness to making strategic decisions on detenninaion the position in life by
individual and on the professional self-determination and decision on the choice of a
marriage partner.
В диссертации исследуется психология принятия студентами стратегических жизненных решений по трем направлениям: по определению жизненной позиции личности, профессиональному самоопределению и выбору брачного партнера. Представлен используемый автором акмео-гуманистический подход к изучению проблемы принятия студентами стратегических жизненных решений. Раскрыто психологическое содержание и направленность стратегических жизненных решений, обосновано этапы, критерии и психологические механизмы принятия личностью стратегических жизненных решений. Создано психологическую модель принятия студентами стратегических жизненных решений на основе акмео-гуманистического подхода, которая позволила эмпирически исследовать развитие личностной готовности студентов к принятию стратегических жизненных решений за четырьмя компонентами: ценностно-мотивационным, эмоционально-познавательным, целеполагающим и операциональным. На основании проведенного исследования установлено, что принятие стратегических жизненных решений - сложный личностно детерминированный циклический пронес, который происходит на основе психического оборота, актуализирует ценностно-мотивационные, эмоционально-чувственные, интеллектуальные и волевые психологические механизмы и приводит к жизненному самоопределению (относительно собственной жизненной позиции, профессионального самоопределения, выбора брачного партнера), снижению неопределенное ги исходной ситуации выбора. Личностная готовность студентов к принятию стратегических жизненных решений определена как сложное иерархическое структурное образование, которое интегрирует в себе психологическую направленность и подготовленность к формированию ценностной мотивации, познанию себя и других, осознанной постановке целей, выбору альтернатив и их обоснованию, обеспечивает творческую активность студента во время принятия решений. В структурном плане она состоит из ценностно-мотивационного, эмоционально-познавательного, целеполагающего и операционального компонентов и обеспечивает способность личности к успешному определению собственной жизненной позиции, профессиональному самоопределению и выбору брачного партнера. Установлено, что принятие студентами стратегических жизненных решений детерминируется такими волевыми качествами как самостоятельность, решительность, целенаправленность и стремление прогнозировать будущее. На первом месте по важности для студентов - профессиональное самоопределение, на втором - выбор брачного партнера, на третьем - определение жизненной позиции, социальный статус и отношения с окружающими. Определены общие и специфические для каждого направления решений психологические закономерности принятия студентами стратегических жизненных решений. Обоснована и реализована в практике деятельности высшего учебного заведения психолого-педагогическая программа подготовки студентов к принятию стратегических жизненных решений, дифференцированная с учетом индивидуальной направленности стратегических жизненных решений и специфики актуализации психологических механизмов, которые обеспечивали развитие компонентов личностной готовности к принятию стратегических жизненных решений по определению жизненной позиции, профессиональному самоопределению и решению относительно выбора брачного партнера.