У дисертації здійснено теоретичний аналіз наукових підходів дослідження
проблеми розвитку ініціативності майбутніх психологів із використанням
інтерактивних технологій, визначено сутність провідних понять, класифіковані види ініціативності, виділено структуру адаптивної ініціативності (когнітивно-рефлексивна, мотиваційно-емоційна та конативно-регулятивна складові). Розроблено та впроваджено у практику роботи вищої школи
психодіагностичний інструментарій вивчення ініціативності особистості;
обгрунтовано критерії (осмисленість цілепокладання, емоційно-ціннісне ставлення
до життєдіяльності, особистісно саморегуляція, особистісно свобода), показники
та рівні (надситуативно-суб’єктний, об’єктно-суб’сктний. ситуативно-об'єктний)
розвитку ініціативності майбутніх психологів; подано результати
експериментального вивчення особливостей розвитку структурних складових
досліджуваної якості, виявлені її адаптивні та неадаптивні прояви; розроблено
психологічну модель адаптивної ініціативності майбутнього психолога. У процесі експериментальної роботи доведена доцільність та ефективність впровадження експериментальної розвивальної програми становлення адаптивної
ініціативності майбутніх психологів у процесі використання інтерактивних
технологій. Сформульовані методичні рекомендації щодо розвитку досліджуваної
якості.
In the thesis was presented a theoretical analysis of scientific research approaches to
the problem of future psychologists’ initiative development with the help of interactive
technologies, defining the essence of the basic concepts, classifying the types of
initiatives, highlighting the structure of adaptive initiatives (cognitive-reflexive,
motivational-emotional and volitional-regulative components). The author elaborated and implemented in practice of higher education psychodiagnostic tools for determining initiative levels; identified the criteria (meaningful goal-setting, emotionally valuable attitude to life, personal self-regulation, personal freedom), indicators and levels (subject-suprasituational (high), object-subject (medium) and object-situational (low)) of initiative development; examined the peculiarities of initiative components; defined adaptive and maladaptive manifestations of initiative; created a psychological model of future psychologists’ adaptive initiatives. In the research was proven the feasibility and efficiency of the program of future psychologists’ initiative development with the help of interactive technologies. Methodological recommendations concerning the development of the investigated quality were worked out.
В диссертации обобщены взгляды современных ученых на проблему развития
инициативности будущих психологов. Теоретико-методологический анализ дат
возможность определить разные подходы к изучению проблемы исследования -
системный, деятельностный, личностно-деятельностный, когнитивный, системнофункциональный, компетентностный. Основой для исследования стал
интегративный подход, концепции которого объединяют научные положения
разных теорий. В работе определена сущность основных категориальных понятий:
“инициатива”, “инициативность”, “адаптивная инициативность”, “неадаптивная
инициативность”, “интерактивные технологии”; определено соотношение понятий
“инициатива”, “инициативность” и “активность”. Рассмотрены разные виды
инициативности, которые условно разделены на две группы - адаптивные и
неадаптивные. Выделены составляющие (когнитивно-рефлексивная, мотивационно-эмоциональная, конативно-регулятивная), конструкты, критерии адаптивной инициативности (осмысленность целепопагания, эмоционально-ценностное отношения к жизнедеятельности, личностная саморегуляция и личностная свобода), алгоритм её развития. Проведенный психологический анализ генезиса инициативности личности с раннего по юношеский возраст показал, что формирование исследуемого феномена начинается с первого года жизни личности, а в юношеском возрасте данное качество есть уже частично сформированным и продолжает интенсивно и эксплицитно проявляться.
Разработан и внедрён в практику работы высшей школы психодиагностический инструментарий для определения уровней (надситуативно-субъектный, объектно-субъектный, ситуативно-объектный) развития инициативности будущих психологов, который дал возможность условно выделить четыре их группы (новаторы; исполнители; индифферентные; инициаторы деятели). Были определены причины неадаптивных проявлений инициативности, ее
возрастная динамика. Разработана психологическая модель адаптивной
инициативности будущих психологов, которая включает в себя составляющие
инициативности, их конструкты, а также основные связи между ними, что
отображают алгоритм инициативной деятельности, процесс её развития от
ситуативно-объектного до надситуативно-субъектного уровня. Активизации инициативности будущих психологов способствовала развивающая программа и психологический интегративный тренинг. В процессе реализации программы были систематизированы интерактивные технологии за целями их использования: превентивно-коррекционные, организационно-подготовительные, интеллектуально-познавательные, рефлексивно-оценочные,
мотивационно-стимулирующие, эмоционально-стабилизирующие и имитационно-практические. Внедрение программы способствует повышению осмысленности
целеполагания будущих психологов, их эмоционально-ценностного отношения к
жизнедеятельности, личностной саморегуляции и личностной свободы. Результаты исследования могут быть использованы в психодиагностической и коррекционной деятельности психологов, педагогов.