У дисертаційному дослідженні здійснюється дослідження змісту, особливостей і ролі культурно-історичної концепції Е.В. Ільєнкова щодо формування особистості в ключі продовження лінії класичної філософської традиції Спіноза-Фіхте-Гегель-Маркс. В роботі сформовані ідеї Е.В. Ільєнкова про особистість як продукт активного включення людського індивіда в процес колективної предметно-практичної діяльності, в результаті якого він присвоює собі всі багатства культури.
В контексті дослідження розкривається діалектична методологія, яку розробляв філософ, та за допомогою якої він розвиває твердження марксизму,
що людина є сукупність суспільних відносин. Як результат, прослідковано роль
ідеального, мислення та уяви на перетворення індивіда у всебічно-розвинуту
особистість. Окремо зазначається практичне застосування його ідей радянськими педагогами-психологами при вихованні сліпоглухих дітей.
The research of the content, features and the role of cultural and historical concept of EV Ilyenkova on personality formation in the key of the extension of the classical philosophical tradition, Spinoza, Fichte, Hegel, Marx are made in the thesis. The EV Ilyenkova ideas EV of personality as a product of active involvement of the individual in the process of collective subject-action, in which it assigns itself all the wealth of culture arc formed in the work. The dialectical method that was developed by philosopher, and through which he developed the Marxist assertion that man was the totality of social relations revealed in the research context. As a result, the perfect role of thinking and
imagination to transform individual in fully-developed personality is retraced. The
practical application of his ideas is indicated separately by Soviet pedagogues-psyehologists in the education of deaf blind children.
В диссертационном исследовании осуществляется анализ содержания,
особенностей и роли культурно-исторической концепции Е.В. Ильенкова по
формированию личности. Показано, что, несмотря на большое количество
философских направлений XX и уже XXI века, популярность работ Ильенкова
не уменьшается, их читают и активно используют не только на территории
постсоветского пространства, но и в западных странах. Его идеи, особенно по
проблемам формирования личности, дают весомые теоретические и
практические результаты. В этом контексте раскрыты преимущества
антропологических взглядов Ильенкова, суть которых является логическим
продолжением линии классической философской традиции Спиноза-Фихте Гегель-Маркс, по отношению к взглядам экзистенциально-идеалистического
направления и позитивистского материализма. В работе доказывается, что с
точки зрения самого Ильенкова, проблема последних философских направлений заключается не в их современных доработках, а в их незнании логики развертывания истории философии. Ведь по своей сути философия, лежащая в основе этих направлений, существует уже давно. Она была создана 400 лет назад Рене Декартом, и реализовалась в его дуалистических взглядах, в том числе и на человека- психофизиологическая проблема. Показано, что причиной успеха в решении вопросов формирование личности, мышления, идеального для Ильенкова была, прежде всего, добротная методологическая база, на которую он опирался. Философ, в отличие от большинства своих современников, не претендовал на разработку новой методологии, а опирался в своих исследованиях на достижения классической философии - особенно на диалектику. Более того, в контексте отстаивания преимуществ диалектики он остро и точно раскрывает основные проблемы и недостатки распространенной в его время методологической базы, особенно позитивизма, неопозитивизма, герменевтики и других. Доказывается, что именно диалектическое рассмотрение конкретного и абстрактного, логического и исторического, единичного и общего, частичного и целого, субъекта и объекта дает возможность правильно поставить проблему формирования личности в контексте роли культуры в этом процессе. Также важное место в исследованиях Ильенкова играет один из главных методологических принципов, который разрабатывался самим философом, - единство логики, диалектики и теории познания. Важно и то, что это единство ярче всего проявляется именно при философском осмыслении сущности человека и процесса формирования личности. С точки зрения советского философа,
восстановление внутреннего единства философии - это единственный путь к
пониманию природы личности, к постижению того, как всеобщее реализуется в
единичном. Раскрывается утверждение Ильенкова, что только в единстве, а точнее в тотальности диалектической методологии и материалистического
мировоззрения скрытый ключ к пониманию сущности человека в целом и
закономерности становления личности в частности. Сущность человека есть
совокупность всех общественных отношений - это положение Маркса, которое
и является результатом антропологических взглядов традиции Спиноза-Фихте-Гегель-Марке, Ильенков и закладывает как основание своей концепции
личности. Он считает, что роль культуры, особенно той сферы, которая эти
отношения порождает - производства (при этом надо понимать не узко
экономически, а как воспроизведение условий жизни человека в целом, как
производство человека) - является ключевым для формирования каждой
личности. Отмечается, что Э. Ильенкова не ограничивается философским
«объяснением» влияния культуры на формирование личности, а активно
участвует в небывалом эксперименте - в работе по формированию мышления у
слепоглухих детей, которая проводилась в Загорске детском доме под
руководством А. Мещерякова, ученика и соратника выдающегося советского
тифлосурдопедагога И. Соколянского. Доказывается, что именно в этом
эксперименте нашли полное подтверждение идеи классической философии,
представленные в произведениях Спинозы-Фихте-Гегеля-Маркса, о том, что
сущность человека надо искать не в ее отдельности, индивидуальности, а в ее
субстанциальности, всеобщности, в ее имманентном связи с природой,
обществом, историей. А сам эта связь не может быть внешней, пассивной, а
только внутренней, генетической связью, которая включает в себя и момент
именно раздвоение того, что потом будет связываться. Более того, анализируя
эту линию классической философии, выверяя се практикой эксперимента со
слепоглухими детьми. Ильенков фактически закладывает теоретические основы
действительно материалистической психологии, свободной от вульгарно-физиологической ее трактовки. В этом контексте показано совпадение взглядов
Ильенкова с его предшественниками К. Мегрелидзе та Л. Виготским.