Дисертація присвячена дослідженню проблеми естетичної освіти студентської молоді, зокрема, майбутніх педагогів. Відзначаючи значення естетичного виховання для студентів всіх напрямів та спеціальностей підкреслюється його роль у формуванні майбутнього учителя. Процес модернізації висуває принципово нові вимоги до системи естетичного навчання та виховання. Виявлені основні чинники підвищення ефективності естетичного навчання та виховання як в навчальному процесі, так і в позанавчальний час; доведено, що найвища дієвість естетичного навчання та виховання досягається засобами навчального процесу, зокрема, завдяки читанню таких лекційних курсів, як культурологія, філософія культури, естетика тощо. На основі узагальнення наукових досліджень останніх років представлена модель актуалізації естетичного навчання та виховання майбутніх педагогів, до якої підносяться: залучення майбутніх педагогів до високого мистецтва; естетизація оточуючого середовища; формування естетичної потреби, вмінь та навичок практичної художньо-естетичної діяльності; уроки краси для педагога; координація естетичного навчання та виховання із загальними завданнями освітньої політики, теорії та практики освіти й виховання
The dissertation is dedicated to the investigation of the problem of aesthetic
education of students, in particular future pedagogues. Mentioning the meaning of
aesthetic education for students of all directions and specialities, its role is
emphasized in the forming of future teacher in the dissertation. The process of
modernization pulls out the new demands to the system of aesthetic education. The
main factors of effectiveness increasing of aesthetic education both in the class
activities and after class activities are revealed; it is proved that the highest activity of
aesthetic education is reached by the means of educational process, in particular due
to Culture study, Philosophy of culture, Aesthetics, etc.
On the basis of generalization of scientific investigation of latest years, the
mociel of actualization of aesthetic education of future pedagogues is presented: the
involving of future pedagogues to high Arts, the forming of aesthetic need, skills of
practical ait and aesthetic activity; the coordination of aesthetic education with
general tasks of educational politics, theory and practice of education
Диссертация посвящена исследованию проблеме эстетического воспитания студенческой молодежи, а именно будущих педагогов. Несмотря на то, что эстетическое образование важно для студентов всех специальностей, в диссертации подчеркивается его особенное влияние на формирование
будущего учителя. Процесс модернизации выдвигает принципиально новые требования к системе эстетического образования. В диссертации определено, что
потребность в эстетическом образовании будущих педагогов не только не
уменьшается, но и актуализируется, особенно в контексте поиска ответов на
разрушительные воздействия со стороны внутренних кризисных процессов
(трансформация ценностей) и внешних фундаментальных воздействий
(глобализация и информационная революция). Анализ философско-педагогической литературы показал, что эстетическое отношение к действительности позволяет учителю оценивать свою деятельность как творческую, с точки зрения ее результатов в более широком социокультурном контексте, выступая своеобразным ориентиром мировоззрения и творческой деятельности. Эстетическое образование, также является одним из стимулов творческого освоения действительности с целью создания научной картины мира как отражения реальной гармонии связей. Эстетическое отношение к окружающему миру определяет потребность личности и ее способность увлекаться как необычностью и красотой самого предмета, явления, так и средствами их изменения, результатами творчества в целом, а также получать эстетическое наслаждение от самого трудового процесса, который формирует потребность в такого рода деятельности и постоянный интерес к ней. Эстетическое образование во всей совокупности своих методов, форм, средств продолжается в течение всей жизни педагога. Эту же способность учитель должен воспитать и в своих учениках. В диссертации выявлены основные факторы повышения эффективности эстетического обучения и воспитания как в учебном процессе, так и во внеучебное время. Доказано, что самая высокая действенность эстетического обучения и воспитания обеспечивается средствами учебного процесса, в частности, благодаря чтению таких лекционных курсов, как культурология, философия культуры, эстетика и т.д. В диссертации более рельефно (относительно нынешних условий социокультурного прогресса) обоснована роль эстетического обучения и воспитания в подготовке будущего педагога путем анализа проблем и противоречий, обусловленных смыслом значения и силы воздействия внутренних и внешних вызовов современного мира, поиском ответа на них со стороны теории и практики эстетического воспитания современной молодежи и студентов. В основе ответов современного образования и культуры на вызовы противоречивых или негативных факторов общественного прогресса лежит обоснованная (на основе обобщения научных доследований последних лет) модель актуализации эстетического обучения и воспитания будущих педагогов где опорными блоками являются: 1) привлечения будущих педагогов к высокому искусству; 2) эстетизация окружающей среды; 3) формирование эстетической потребности, умений и навыков практической художественно-эстетической деятельности; 4) уроки красоты для педагога; 5) координация эстетического обучения и воспитания с общими задачами образовательной политики, теории и практики. К наиболее распространенным формам эстетического воспитания следует отнести следующие: кружки художественной самодеятельности; культпоходы в театры, кино, на выставки, в музеи; народные университеты культуры; факультеты общественных профессий; факультеты эстетических знаний; клубы любителей искусства; киностудии; студенческие театры эстрадных миниатюр (СТЭМ); художественные студии; студенческие клубы и т.д. Для современного этапа эстетического воспитания в высших учебных заведениях характерно и важно развитие различных видев художественной деятельности. В диссертации детально проанализировано место, роль и значение эстетического воспитания в системе подготовки педагогических кадров. Сформулирована, в частности, реализация задач эстетического образования как гарантия успешной самореализации личности. Выявлено соотношение общечеловеческого и национального в эстетическом обучении и воспитании педагога. Эстетическое образование - это процесс формирования целостного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и
действительности; способность к творческому самовыражению, которое
присуще человеку. Однако, эта способность требует сознательного, целенаправленного, планомерного и систематического развития. Основой, на
которой осуществляется эстетическое образование, является определенный
уровень художественно-эстетической культуры личности, ее способности к
эстетическому освоению действительности. Этот уровень проявляется как в
развитии всех компонентов эстетического сознания (чувств, взглядов,
переживаний, оценок, вкусов, потребностей и идеалов), так и в развитии
умений и навыков активной преобразующей деятельности в искусстве, труде,
быту, человеческих взаимоотношениях. Эстетическое образование, во всей
совокупности своих методов, форм, средств, продолжается в течение всей
жизни человека, устраняя противоречия между уровнем эстетической культуры
человечества и владением этой культурой (эстетическим опытом) отдельной
личностью в каждый конкретный период ее жизнедеятельности.