Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Генезис и трансформация мифопоэтических парадигм в русской прозе 30-х годов XX века

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Корниенко, Оксана Александровна
dc.date.accessioned 2021-05-28T11:40:11Z
dc.date.available 2021-05-28T11:40:11Z
dc.date.issued 2007
dc.identifier.citation Корниенко Оксана Александровна. Генезис и трансформация мифопоэтических парадигм в русской прозе 30-х годов XX века : автореферат дис. ... докт. филол. наук : 10.01.02 - русская литература / Корниенко Оксана Александровна ; [науч. консультант Мережинская Анна Юрьевна] ; Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко. - Киев, 2007. - 40 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/34149
dc.description.abstract В диссертации впервые системно исследована семантико-структурная и функциональная специфика, стратегии и тенденции мифологизирования на основе комплексного изучения срезов разновекторных мифотворческих потоков прозы метрополии и диаспоры 30-х годов XX столетия. Предложена классификация мифопоэтических моделей, учитывающая различные критерии их систематизации. В соотношении с динамикой эстетических поисков, наблюдаемых в искусстве 30-х годов XX века, охарактеризованы основные комплексы доминантно- репрезентативных мифопоэтических моделей, их генезис, структурно- семантические модификации и трансформации в литературе реализма и модернизма. На основе осмысления технологии и поэтики креации мифологизированной текстовой действительности, расширено представление о специфике мифотворческого космогенеза как в литературе рассматриваемого периода в целом, так и в создаваемых индивидуально-авторских системах в частности. Выявлены сходства и различия векторов и ориентиров мифологизирования в литературе метрополии и зарубежья рассматриваемого периода. Доказано функционирование определенных мифопоэтических структур и принципов моделирования, ранее не освещавшихся в научной рецепции творчества конкретных авторов (специфика моделирования семантики «возможных миров» в прозе М.А.Булгакова и А.П.Платонова 1930-х годов, конкретные наблюдения над мифопоэтической символикой в романе-мифе Булгакова, структурирующая функция китежского мифокомплекса в романе-мифе Платонова, художественное переосмысление атомарной теории в «Распаде атома» Г.В.Иванова, последовательная деконструкция модели преображения в романе В.С.Яновского, переосмысление ницшеанского мифокомплекса в прозе Б.Ю.Попдавского и т.д.). Исходя из текстологического анализа художественных структур, сопряженного с рассмотрением аксиологической проекции авторской интенционалыюсти, предложены некоторые уточнения и корректировки интерпретаций, касающихся определенных идейно-эстетических контекстов произведений, бытующих в научной рецепции. Выявлен мифологический код русской прозы 30-х годов XX века. Исследованные тенденции мифологизирования позволили обобщить основные сходства и отличия эстетически разнонаправленных потоков русской прозы 30-х годов XX века. Если в социалистически ориентированной литературе метрополии доминантное положение обретает мифопоэтический комплекс рая на земле, то в произведениях А.Г1.Платонова, М.А.Булгакова, писателей русского зарубежья нередко акцентирована модель земного ада. Если соцреалистический канон сакрализирует будущее и секуляризирует прошлое (за исключением пантеона своих героев), то литература русской эмиграции сакральным статусом наделяет именно прошлое. Однако сближаются обе позиции в мысли о необратимости времени, безвозвратной утрате прошлого. Модель возвращения, непродуктивная в прозе социалистической направленности, особо плодотворно функционирует в литературе изгнания, являя философское осмысление - возвращение к вечным универсальным духовным ценностям человеческого бытия. Подобную семантизацию модели возвращения репрезентирует проза 30-х годов Платонова и Шолохова. Объединяет мифопоэтические сферы прозы русского зарубежья и метрополии вне соцреалистаческого канона также нередкая апелляция к мифопоэтической модели дисгармонии (нередко хаоса) мира и изображение антинонимичного человеческого сознания. Сильную позицию занимают мотивы: опустошенности индивидуума в результате потери истинного существования (М.Горький, А.Г1.Платонов, Г.В.Иванов, В.С.Яновский и др.); пустоты мира (Платонов и рассмотренные произведения писателей экзистенциального типа); пути (в вариациях): блуждания, странствия-скитальчества, странствия - духовного поиска, хождения по мукам и т.д. (в том или ином варианте практически у всех авторов). В разных семантических контекстах выступает мифологема Дома у А.П.Платонова, М.А.Булгакова, М.А.Шолохова, Б.Ю.Поплавского и др. В литературе диаспоры и метрополии вне соцреалистического канона зачастую фиксируется ситуация временного приюта - Антидома, бесприютности, отсутствия Дома, что объединяет мифопоэтические миры эстетически разнонаправленных писателей и репрезентирует художественное переживание трагедии человека в катастрофичном XX веке, нередко осмысленной в контексте изгнаннической (писатели русского зарубежья), национальной (Шолохов, художники диаспоры), общечеловеческой судьбы (М.А.Алданов, Г.В.Иванов, В.С.Яновский и др.). Актуализация в прозе 30-х годов метрополии и русской эмиграции полигенетичных, гетерогенных, метакультурных мифпоэтических структур и комплексов, их модификации и трансформации являют тенденцию усложнения различных типов художественного сознания и наглядно демонстрируют многовекгорность эстетических поисков в динамике развития художественной литературы XX века. ua
dc.language.iso ru ua
dc.publisher Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко ua
dc.subject миф ua
dc.subject неомифологизм ua
dc.subject мифопоэтическая парадигма ua
dc.subject модель ua
dc.subject генезис ua
dc.subject трансформация ua
dc.subject модификация ua
dc.subject индивидуально-авторский миф ua
dc.subject.classification 821.161.1.343:06 ua
dc.title Генезис и трансформация мифопоэтических парадигм в русской прозе 30-х годов XX века ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу