Визначено теоретичні і практичні засади диференційованого підходу до дітей з порушеннями психічного розвитку, зокрема з поведінковими та емоційними порушеннями.
Доведено, що такі діти потребують застосування методики функціонально-поведінкового оцінювання, обов’язкового плану позитивного поведінкового втручання, адаптації середовища і, при наявних порушеннях інтелектуального розвитку, модифікації навчального матеріалу. Діти з подвійною винятковістю (обдаровані діти з ГРДУ) потребують особливого підходу до побудови навчального процесу.
Охарактеризовано модель системи комплексного супроводу дітей з порушеннями психічного розвитку на основі диференційованого та індивідуального підходу до дітей з гіперактивністю та дефіцитом уваги в інклюзивному освітньому процесі, що базується на тісній співпраці мультидисциплінарної команди фахівців з батьками дитини і підтримується на рівні державної освітньої політики.
Представлено технологію супроводу дітей з порушеннями психічного розвитку в освітньому процесі, яка є універсальною і може використовуватись широким колом педагогічних працівників.
Обоснованы концептуальные принципы теории и практики дифференцированного подхода к детям с нарушениями психического развития в рамках инклюзивного образовательного процесса.
Проведен теоретический анализ проблемы обучения детей с нарушениями психического развития в зарубежной и отечественной научной литературе, уточнены особенности медицинской и психолого-педагогической классификации детей с расстройствами поведения и эмоционального развития в соответствии с современными протоколами оказания помощи детям с психическими расстройствами. Определены особенности коррекционно направленного инклюзивного образования детей с нарушениями психического развития в образовательной практике.
Доказано, что такие особенности опираются на правовой подход к пониманию инвалидности и особых образовательных потребностей, концепцию универсального дизайна в обучении (в образовании), где дифференцированное обучение относится к методической составляющей концепции. Подчеркнуто, что эффективное включение ребенка в образовательную среду, возможно лишь при наличии квалифицированного педагогического персонала, что напрямую связано з процессом подготовки и переподготовки педагогических кадров.
Определены практические принципы дифференцированного подхода к детям с поведенческими и эмоциональными расстройствами, особенности адаптации и модификации среды и учебного материала, использования методов дифференцированного обучения. Доказано, что при обучении таких детей необходимо использовать методику функционально-поведенческого оценивания, обязателен план позитивного поведенческого вмешательства, адаптация окружающей среды и, при наличии нарушений интеллектуального развития, модификация учебного материала. К детям с двойной исключительностью (одаренным детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью) нужен особый подход в построении образовательного процесса, который позволяет уменьшить негативное воздействие дефицита внимания и импульсивного поведения, а также раскрыть потенциальные возможности ребенка с целью достижения наилучших результатов в обучении, опираясь на способности и сильные стороны ученика. Описана модель системы комплексной поддержки детей с нарушениями психического развития на основе дифференцированного и индивидуального подхода к детям с гиперактивностью и дефицитом внимания в инклюзивном образовательном процессе, основанная на тесном сотрудничестве междисциплинарной команды специалистов с родителями ребенка и поддерживаемая на уровне государственной образовательной политики.
Проанализировано состояние коррекционно направленного инклюзивного образования детей с гиперактивностью и дефицитом внимания. Установлено, что педагогам нужен инструмент для прямого реагирования на особенности ребенка с нарушениями психического развития в образовательной среде, в том числе особенности детей, которым официально не поставлен диагноз.
Представлена и экспериментально апробирована технология сопровождения детей с нарушениями психического развития (гиперактивное расстройство с дефицитом внимания) в образовательном процессе, которая является универсальной для всех детей с нарушениями психического развития и может быть использована в широком кругу педагогов.
The theoretical and practical principles of a differentiated approach for children with behavioral and emotional disorders are considered. It is proved that such children need the use of functional-behavioral assessment, plan of positive behavioral intervention, adaptation of the environment and, in the presence of intellectual disabilities, modification of educational material, children with double exclusivity (gifted children with ADHD) need a special approach to construction of educational process.
The model of the system of complex support for children with mental disorders, on the basis of differentiated and individual approach to children with hyperactivity and attention deficit in inclusive educational process, is described. This model is based on close cooperation of multidisciplinary team with parents of the child and should be supported at the level of state educational policy. The methodology of accompanying children with mental disorders (Attention Deficit Hyperactivity Disorder) in the educational process, which is useful for all children with mental disorders and can be used by a wide range of teachers, is presented and experimentally revised.