Дисертація присвячена визначенню особливостей та основних тенденцій самоствердження національної ідентичності у наднаціональних освітніх просторах. У роботі концептуалізовано трансверсальні мовні репрезентації національної ідентичності у глобальному і локальних просторах сучасної освіти. Проаналізовано освітню модель, орієнтовану на формування ідентичності особистості на засадах оптимізації її споживчих потреб (на прикладі суспільств буддистської економіки), на противагу освітньої моделі, орієнтованої на штучну максимізацію споживчих потреб особистості (характерну для західних суспільств). Визначено, що збереження і ствердження національної ідентичності у глобальному освітньому просторі через її мовні репрезентації може здійснюватись як за моделлю мовної закритості (капсуалізації), так і через трансверсальні комунікативні переходи у глокалізованих освітніх просторах з розширеною мережею інтеркультурних освітніх комунікацій. Концептуалізовано суспільну доцільність пріоритетності утвердження гуманістичних, а не матеріальних цінностей в освіті та вихованні на прикладі обумовленості східної суспільно-економічної моделі східною освітньою моделлю. Українська мова постає як мезочинник суспільних інтеграцій, який забезпечує узгодженість інформаційних, аксіологічних та комунікативних завдань мови при наданні освіти.
Диссертация посвящена определению особенностей и основных тенденций самоутверждения национальной идентичности в наднациональных образовательных пространствах. В работе концептуализовано трансверсальные языковые репрезентации национальной идентичности в глобальном и локальных пространствах современного образования. Проанализировано образовательную модель, ориентированную на формирование идентичности личности на основе оптимизации ее потребительских нужд (на примере обществ буддистской экономики), в противовес образовательной модели, ориентированной на искусственную максимизацию потребительских потребностей личности (характерную для западных обществ). Есть разница в разных традициях философии образования как в смысле тех нравственных качеств личности и характера ценностной ориентации, которые необходимо в нее сформировать, так и в методах достижения основной цели воспитания и образования. Принимая функциональные задачи наработанные в западной философии образования, стоит обратить внимание на опыт сохранения традиционных ценностей, прежде всего религиозных, который подают восточные системы образования. Определено, что сохранение и утверждение национальной идентичности в глобальном образовательном пространстве через ее языковые репрезентации может осуществляться как по модели языковой закрытости (капсуализации), так и через трансверсальные коммуникативные переходы в глокализованых образовательных пространствах с расширенной сетью интеркультурных образовательных коммуникаций. Концептуализовано общественную целесообразность приоритетности утверждения гуманистических, а не материальных ценностей в образовании и воспитании на примере обусловленности восточной общественно-экономической модели восточной образовательной модели. В диссертации уточнено понятие множественной идентичности (multiple identity), оно не противоречит понятию национальной идентичности, а фиксирует языковое многоголосие ее национальных репрезентаций в глобальном образовательном пространстве, обоснованно требование соблюдения горизонтальных связей между этими репрезентациями и предотвращения их иерархического структурирования, которое может повлечь разрушение демократических устоев общественной жизни. Обоснована роль религиозных ценностей в постсекулярных обществах, которые латентно смягчают риски множественной идентичности в образовательном пространстве мультикультурных обществ и позволяют осуществить интеграцию национальных систем образования в наднациональные образовательные пространства без потери национальной идентичности. Уточнено гуманистический характер современной социально ориентированной философии образования, а именно – духовную роль языка как средства установления диалогических, доверчивых и демократических отношений в педагогическом процессе как процессе формирования личности и подготовки будущих социальных изменений средствами образования. Язык как средство социальной интеграции и форма репрезентации национальной идентичности требует особого ценностного обоснования – особенно в ракурсе запросов национальных систем образования в процессе их системной трансформации. Выявлено как общественную, так и образовательную потребности разработки и внедрения в современную философию образования методологии современного понимания национальной идентичности, центрированной на личности. Это определяет необходимость последовательной поддержки национального языка как государственного в сфере государственной языковой политики и обеспечения социальной интеграции общества. Украинский язык является определяющим среди осевых ценностей отечественной системы образования. Языковое образование (прежде всего изучение украинского языка) закономерно является общественно-политическим приоритетом в современной Украине. Успешность языковой политики, ориентированной на системное введение украинского языка как базового языка обучения должно опираться также на культурную традицию осевых христианских ценностей. Украинский язык предстает как мезофактор общественных интеграций, который обеспечивает согласованность информационных, аксиологических и коммуникативных задач языка при предоставлении образования. Успешность выполнения украинским языком информационно-коммуникативных функций является критически зависимым от выполнения им аксиологических функций, это обуславливает изучение украинского языка как безусловный приоритет системных изменений системы образования Украины. Современная социальная философия образования ориентируется на принципы человекоцентризма, обеспечения прав и свобод личности, приоритетного развития институтов гражданского общества благодаря духовным ценностям, которые коррелируют с ценностями материальными на функциональных и системно-коммуникативных началах. Обоснована актуальность идей О.Новицкого о духовных устоях самоидентификации личности, в частности ценностная реабилитация религии в ее примирении с философией как неотъемлемого элемента воспитания личности с высоким уровнем мировоззренческой культуры. Философское наследие О.Новицкого должно быть шире и глубже изученной и использованной для нужд философии образования прежде всего, идеи фундаментального обоснования прагматических ценностей духовными.
The thesis is devoted to defining the peculiarities and main tendencies of national identity self-affirmation in supranational educational spaces. In the thesis, the transversal language representations of national identity in the global and local spaces of modern education are conceptualized. The educational model oriented on identity formation of an individual based on optimization of his consumer needs (as exemplified in the Buddhist economy society) in contrast to the educational model oriented on the artificial maximization of consumer needs of an individual (peculiar for Western societies), is analyzed. It is determined that the preservation and assertion of the national identity in the global educational space through its linguistic representations can be performed both through the language closure model (encapsulation) and transversal communicative transitions in the globalized educational spaces with an expanded network of inter-cultural educational communications. It is conceptualized the social expediency of prioritized establishment of humanistic rather than material values in education, as exemplified in the dependence of the eastern socioeconomic model from the eastern educational model. The Ukrainian language appears as a mezzanine of social integration, which ensures the coherence of the informational, axiological and communicative tasks of the language when providing education.