Дисертація присвячена проблемі формування громадянської активності
студентів університету засобами студентського самоврядування. Проаналізовано
філософську, педагогічну, психологічну, соціологічну літературу, уточнено зміст
базових понять «активність», «громадянськість», «студентське самоврядування»;
визначено сутність понять «громадянська активність студентів університету» та
«формування громадянської активності студентів університету».
Визначено критерії (спонукальний, гносеологічний, поведінковий та творчо-
розвивальний), показники та сучасний рівень сформованості громадянської
активності у студентів університету. Розкрито сутність та особливості
функціонування системи студентського самоврядування закладу вищої освіти;
виявлено засоби студентського самоврядування у формуванні громадянської
активності студентів університету.
Розроблено педагогічні умови формування громадянської активності
студентів університету засобами самоврядування (змістово-методичне забезпечення
роботи студентських тьюторів, опора на внутрішні потреби студента, використання
сучасних інформаційно-комунікаційних технологій, цілеспрямована організація і
проведення soft skills-тренінгів) та описано структурно-функціональну модель їх
ефективного втілення.
Диссертация посвящена проблеме формирования гражданской активности
студентов университета средствами студенческого самоуправления. В работе на
основе теоретического анализа философской, педагогической, психологической,
социологической литературы уточнено содержание базовых понятий «активность», «гражданственность», «студенческое самоуправление»; определена сущность понятия «гражданская активность студентов университета» и «формирование гражданской активности студентов университета». Гражданскую активность студентов университета определено как структурно-
содержательное качество личности, которое охватывает знания прав и обязанностей
студенческой молодежи; осознание ответственности за качество будущей
профессиональной деятельности; стремление мобилизовать свои морально-волевые
усилия на достижение общественно значимой цели; способность к решительным
действиям, направленным на улучшение студенческой общины и общества; умение
адекватно реагировать на критику студенческого общества, анализировать
результаты собственной гражданской деятельности и прогнозировать последствия
этой деятельности. Формирование гражданской активности студентов университета представлено как процесс воздействия актива студенческого общества на способность студента к решительным действиям, направленных на улучшение условий студенческой жизни и позитивных изменений в обществе. Определены и охарактеризованы компоненты, входящие в структуру
гражданской активности студентов университета (мотивационно-ценностный,
когнитивно-информационный, операционно-деятельностный и результативно-
рефлексивных). Выделены критерии (побудительный, гносеологический,
поведенческий и творчески-развивающий), показатели и уровни сформированности гражданской активности; определен актуальный уровень гражданской активности у студентов университета. Студенческое самоуправление представлено как целостный структурный
механизм, позволяющий студентам путем самоорганизованной деятельности
участвовать в руководстве делами коллектива, во взаимодействии с органами
управления университета защищать свои права и интересы, что воспитывает
гражданскую активность и способствует гармоничному развитию личности
будущего специалиста. Средства студенческого самоуправления определены как
виды субъект-субъектной деятельности студентов, направленной на решение
правовых, организационных, воспитательных, жилищно-бытовых,
природоохранных и других вопросов, которые возникают и решаются в системе
студенческого самоуправления. К ним отнесены: мероприятия, организуемые и
проводимые органами студенческого самоуправления, субъект-субъектное
взаимодействие между членами студенческого самоуправления, коммуникация с
администрацией университета и руководством города. Обосновано технологическое обеспечение, содержание и способы внедрения
педагогических условий формирования гражданской активности студентов
университета средствами студенческого самоуправления в виде структурно-
функциональной модели, что охватывает концептуально-целевой, процессуально-
содержательный и контрольно-результативный блоки и представляет совокупность
форм и методов воспитательной работы, направленных на реализацию
педагогических условий формирования гражданской активности студентов
университета средствами студенческого самоуправления.
Выявлены и обоснованы следующие педагогические условия формирования
гражданской активности студентов университета: содержательно-методическое
обеспечение работы студенческих тьюторов, опора на внутренние потребности
студента, использование современных информационно-коммуникационных
технологий, целенаправленная организация и проведение soft skills-тренингов. Предложено дополнительные формы воспитательной работы по
формированию гражданской активности студентов университета средствами
самоуправления: консультации (групповые и индивидуальные), дискуссионные
клубы, презентации, викторины, круглые столы, тренинги, членство в
общественных организациях, стажировки в городском совете, участие в фестивале
«Студенческая республика». Разработано тренинговую программу
«Совершенствование гражданской активности студентов университета», в основу
которой лежит концепция связи воспитательных воздействий на студентов с их
взглядами и убеждениями.
Разработаны методические рекомендации для педагогов высших учебных
заведений, работающих со студенческой молодежью, тьюторов академических
групп, заместителей деканов по воспитательной работе.
По результатам экспериментальной работы подтверждена эффективность и
целесообразность выявленных педагогических условий формирования гражданской активности студентов университета средствами студенческого самоуправления.
The thesis is devoted to the problem of the formation of civic engagement of
university students by means of student self-government. The thesis deals with the content of the basic concepts of ‘activity’, ‘citizenship’, ‘student self-government’; the essence of the concepts of ‘civic engagement of university students’ and ‘formation of civic engagement of university students’ are determined.
The criteria (motivational, epistemological, behavioral and creatively developing),
indicators and current level of civic activity of university students are determined. The
essence and features of functioning of student self-government system of higher education institution are defined; the means of student self-government in formation of civic engagement of university students are specified.
Pedagogical conditions for the formation of civic engagement of university students
by means of self-government are identified (substantive and methodical support for
student tutors’ work, reliance on the student’s internal needs, using modern information and communication technologies, purposefully organizing and conducting soft training skills)and structural and functional model of their effective implementation is described.