У дисертаційному дослідженні розв’язані конкретні наукові завдання: з’ясовано організаційно-педагогічні умови формування професійної компетентності майбутніх учителів фізики в процесі педагогічної практики, а саме: кваліфікація вчителя, якість підготовки студента фізика його мотивація, наявність сучасної матеріально-технічної бази загальноосвітнього закладу, зв’язок навчальної практики з іншими курсами навчальних дисциплін та вимоги освітньо-професійної підготовки фахівця покладені в основу Національної рамки кваліфікації; запропоновано інноваційні технології формування професійної компетентності майбутніх учителів фізики в процесі педагогічної практики які включають в себе дидактичні основи підготовки майбутнього фахівця, розробку форм і методів навчання студентів фізичних спеціальностей, особистісно-орієнтований напрям навчання майбутніх учителів фізики та організаційно-педагогічної умови формування їх професійної компетентності.
Concrete scientific tasks are untied in dissertation research: the organizationally
pedagogical terms of forming of professional competence of future teachers of
physics are found out in the process of pedagogical practice, namely: qualification of
teacher, quality of preparation of student of physicist his motivation, connection of
educational practice with other courses of educational disciplines and requirement of
educationally professional preparation of specialist fixed in basis of the National
scope of qualification; innovative technologies of forming of professional
competence of future teachers of physics are offered in the process of pedagogical
practice which include for itself didactics bases of preparation of future specialist,
personality oriented direction of studies of future teachers of physics and
organizationally pedagogical condition of forming of them professional competence.
В диссертационном исследовании проанализированы исходные позиции
компетентностного подхода, определения и развития понятий «компетентность»
и «профессиональная компетентность», определена сущность процесса
формирования профессиональной компетентности. Обнаружено, что вопросу
формирования профессиональной компетентности в педагогической
литературе и исследования уделено значительное внимание, но ее формирование само у будущих учителей физики в процессе педагогической практики в научной и методической литературе до сих пор не рассматривалось. Осложнение заданий общеобразовательных учебных заведений и функций учителей физики повысило требования к их профессионально педагогической подготовке, методам и средствам формирования в учителей высокой общепрофессиональной и специфически деятельной грамотности, а именно: достаточных знаний и умений в отрасли теории и методики обучения физике; надлежащего ознакомления с теориями, закономерностями и педагогическими технологиями обучения; необходимых знаний со сферы наук о личности (основ научного человековедения: генетики этики и морали, этологии и др.), которые имеют важное значение для успеха в педагогической деятельности; умений организовывать и осуществлять воспитательное влияние на учеников в процессе обучения физике; знаний по истории развития педагогической мысли и образования прошлых веков, осведомленности о проблемах и тенденциях современности, о достижении коллег в Украине и за рубежом; навыков инновационной профессиональной деятельности; разнообразной и эффективной практической подготовки.
В современных условиях теоретической предпосылкой обновления содержания профессионального образования, согласования его с современными потребностями в соответствии с требованиями европейского и мирового образовательного пространства является компетентностный подход и
создание эффективных механизмов его внедрения. Этот подход является
общепризнанным в мировой педагогической мысли, активно внедряется в
отечественной практике профессионального образования, предусматривает
отход от традиционной парадигмы до формирования у будущего специалиста
четко определенной совокупности компетентностей, которые олицетворяют его
готовность качественно осуществлять профессиональную деятельность.
Среди тенденций изменений в подготовке учителей физики выделяем
следующие: растущую роль университетов в подготовке учителей физики и
повышения научного уровня других педагогических заведений; актуализацию
образовательной проблематики в правительственных программах, в частности,
повышение внимания к подготовке квалифицированных учителей физики;
ударение на развитие личности будущего учителя физики, формирования его
интеллектуальной самостоятельности, индивидуальных умений и способностей, появление творческой осанки и гуманизма в междучеловеческих отношениях, высокого профессионализма; растущую роль педагогической науки и практики на всех уровнях подготовки; повышение квалификационных требований к научно преподавательскому составу высших педагогических заведений в сферах научной культуры и педагогического опыта; тщательный профессиональный отбор молодежи к педагогическим заведениям; стремление к сочетанию учебы с научной работой студентов, а также с творческой деятельностью в разных сферах. Выяснены организационно педагогические условия формирования
профессиональной компетентности будущих учителей физики в процессе
педагогической практики, а именно: квалификация учителя, качество
подготовки студента физика его мотивация, наличие современной
материально-технической базы общеобразовательного заведения, связь
учебной практики с другими курсами учебных дисциплин и требования
образовательно профессиональной подготовки специалиста положенные в
основу Национальной рамки квалификации; предложены инновационные
технологии формирования профессиональной компетентности будущих
учителей физики в процессе педагогической практики которые включают у
себя дидактичные основы подготовки будущего специалиста, разработку форм
и методов учебы студентов физических специа1ьностей, личностно
ориентированное направление учебы будущих учителей физики и
организационно педагогического условия формирования их профессиональной
компетентности.