У дисертації досліджується методика реалізації індивідуального підходу до
старшокласників на уроках технологічного профілю (спеціалізації
«Деревообробка», «Швейна справа») з метою врахування та подальшого
розвитку їхніх індивідуальних особливостей (навченість, научуваність, інтерес,
творча діяльність). Розкрито підходи до трактування понять «індивідуальний підхід», «індивідуалізація навчання», «диференціація навчання», «диференційоване навчання» та показано логічні зв’язки між ними; обгрунтовано сутність та особливості внутрішньої та зовнішньої диференціації професійної та
допрофесійної підготовки старшокласників в умовах профільного навчання.
Створено авторську модель індивідуалізації навчання старшокласників за
технологічним профілем. Розроблено й експериментально перевірено методику
реалізації індивідуального підходу до учнів у процесі навчання старшокласників за технологічним профілем, основними етапами якої є вивчення індивідуальних особливостей учнів з урахуванням специфіки змісту навчального матеріалу технологічного профілю; групування учнів залежно від ступеня прояву їх індивідуальних особливостей; впровадження у навчальний процес науково обгрунтованого методичного забезпечення, що передбачає застосування новітніх інформаційно-комунікативних технологій і засобів диференційованого навчання.
Methodology of implementation of individual approach to senior pupils during
the lessons of technological specialty («Woodworking», «Sewing») in order to
consider and develop their individual peculiarities (knowledge, individual ability to
learn, interest, creative activity) has been researched. Approaches to definition of notions «individual approach», «individualization of training», «differentiation of training» and «differentiated training» and logical connections between them have been revealed. Essence and peculiarities of internal and external differentiation of professional and pre-professional training in conditions of specialized teaching have been substantiated. Model of individualization of senior pupils’ training has been designed. Methodology of individual approach implementation to teaching senior pupils of technological specialty has been developed and experimentally verified. The main stages of the methodology are: research of individual pupils’ peculiarities with consideration of features of training material content of technological specialty; grouping pupils according to the level of demonstration of their individual characteristics; implementation of scientifically substantiated methodological providing to training process, which includes the use of new information and communications technology and means of differentiated training
В диссертации исследуется методика реализации индивидуального подхода
к старшеклассникам на уроках технологического профиля (специализации
«Деревообработка», «Швейное дело») с целью учета и дальнейшего развития
их индивидуальных особенностей (обученность, обучаемость, интерес,
творческая деятельность). Раскрыто подходы к трактовке понятий «индивидуальный подход», «индивидуализация обучения», «дифференциация обучения», «дифференцированное обучение» и показано логические связи между ними; обосновано сущность и особенности внутренней и внешней дифференциации профессиональной и допрофессиональной подготовки старшеклассников в условиях профильного обучения. Раскрыта генеза проблемы
допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки старшеклассников — от практикумов на заводах и фабриках до современного
профильного и профессионального обучения в общеобразовательных школах и
межшкольных учебно-производственных комбинатах. Установлены основные
трудности организации профильного обучения школьников: недостаточное
материально-техническое обеспечение, незначительное количество
дидактических средств, отсутствие конкретных рекомендаций по
преподаванию, недостаточный уровень сформированности практических
умений и навыков, отсутствие теоретических знаний по организации
профильного обучения. Выявлено состояние реализации индивидуального
подхода к обучению старшеклассников по технологическому профилю
технологического компонента. Создано авторскую модель индивидуализации
обучения старшеклассников по технологическому профилю. Разработана и
экспериментально проверена методика реализации индивидуального подхода к
учащимся в процессе обучения старшеклассников по технологическому
профилю, основными этапами которой являются: изучение индивидуальных
особенностей учащихся с учетом специфики содержания учебного материала
технологического профиля; группировка учащихся 10-11 классов в зависимости от степени проявления их индивидуальных особенностей; внедрение в учебный процесс научно обоснованного методического обеспечения, которое предусматривает применение новейших информационно-коммуникационных технологий и средств дифференцированного обучения.