Дисертаційне дослідження присвячене осягненню важливого процесу формування особистості людини, здійсненого крізь призму дискурсу китайської філософської думки. У дисертації наведене теоретичне узагальнення проблеми формування особистості людини і запропоновано вирішення наукової проблеми, що виявляється у обгрунтуванні особливостей буття феномену особистості в умовах китайського суспільства на різних етапах його існування, що стало об'єктом філософської рефлексії і знайшло своє відображення у концепціях людини та суспільства, розроблених китайськими мислителями. Суттєвим є обгрунтування феномену функціональної особистості, що є умовою існування китайського суспільства як органічного цілого, метою якого є збереження самоідентичпості. тобто відсутності розвитку як процесу, що може призводити як до вдосконалення, так і до спрощення. Метою існування функціональної особистості є виконання її функціональних обов’язків, а метою її індивідуального розвитку — покращення власної ефективності, яка сприяє якнайкращому виконанню цієї функції.
The thesis highlights the important process of personality development through
the prism of Chinese philosophical reflection discourse. The problem of personality
development is theoretically generalized. The author provides the solution to the
scientific problem, namely the substantiation of peculiar features of the phenomenon
of personality in Chinese society at various stages of its development, which became
the subject of philosophical reflection and is included in concepts of human-being
and society, developed by Chinese thinkers. The substantiation of the phenomenon of
functional personality is of great importance as it is the condition of existence of
Chinese society as an organic unity, which is aimed at preserving self-identity, i.e.
absence of development as a process that can lead both to advancement and
simplification. The purpose of life of functional personality is to perform functional
responsibilities, the purpose of his or her individual development is to improve
personal efficiency which facilitates optimal performance of the functions.
Современные направления мирового развития свидетельствуют об усилении интеграционных тенденций в отношениях социальных макросубъектов: расширение экономического сотрудничества, увеличение доли
политических взаимодействий, основанных на принципе диалога, дополняется
сближением духовных миров, которые представляют разные общества, а в
более широком смысле разные цивилизации. В XXI веке все без исключения проявления социальности могут быть осмыслены сквозь призму феномена глобализации. Существование в глобальном мире не снимает важной проблемы понимания как ведущей характеристики межкультурного диалога, а принимая во внимание вовлеченность в этот процесс практически всех субъектов мирового
сообщества, ставит насущный вопрос об эффективности взаимодействия
представителей разных культур. Важным условием межкультурного диалога
является адекватное знание его субъекта о базовых представлениях партнера
относительно самого себя, своего места в обществе, природе и Вселенной, и
наличия готовности к восприятию этих представлений. Именно в этом контексте на современном этапе должны рассматриваться традиционные философские и обществоведческие дихотомии, в частности проблема Востока и Запада. Одним из простейших и вместе с тем базовым уровнем этой проблемы, который становится объектом исследовательского интереса, может считаться личностный уровень, а именно специфика интеграции человека в общественные структуры и особенности его функционирования как личности, то есть уникальной биопсихосоциальной системы, в условиях конкретного общества, в частности китайского. Диссертация посвящена изучению важного процесса формирования личности человека, осуществленного сквозь призму дискурса китайской философской мысли. То, что данный процесс, как и любой другой феномен общественного бытия, является предметом социального познания, обуславливает «заинтересованный», субъективный подход исследователя к изучению социальной действительности. Именно поэтому исследовательская проблема, положенная в основу данной работы, имеет с точки зрения современных философов и обществоведов чрезвычайно много вариантов решения, среди которых, однако, существует и мысль относительно отсутствия феномена личности в китайском социуме. Данная работа в определенной степени служит опровержению такого чрезвычайно упрощенного представления о личности и демонстрирует один из возможных подходов к толкованию упомянутого феномена через анализ китайского философского дискурса от древнейших времен и до современности. В диссертации приведено теоретическое обобщение проблемы формирования личности человека и осуществлено решение научной проблемы, что проявляется в обосновании особенностей бытия феномена личности в условиях китайского общества на различных этапах его существования, что стало объектом философской рефлексии и нашло свое отражение в концепциях человека и общества, разработанных китайскими мыслителями. Существенным является обоснование феномена функциональной личности. Функциональная личность становится условием сохранения китайского общества как органического целого, целью которого является сохранение самоидентичности, то есть отсутствия развития как процесса, который может приводить как к усовершенствованию, так и к упрощению. Целью существования функциональной личности является исполнение ее функциональных обязанностей, а целью ее индивидуального развития - улучшение собственной эффективности, которая способствует наилучшему исполнению этой функции.