Дисертацію присвячено проблемі методики застосування особистісно
орієнтованих технологій навчання в процесі диригентсько-хорової підготовки майбутнього вчителя музики. Проаналізовано стан досліджуваної проблеми у теорії й методиці музичного навчання, визначено її специфіку, виокремлено сучасні підходи до підвищення ефективності фахової діяльності майбутніх учителів музики, уточнено базові поняття дослідження, конкретизовано зміст і структуру досліджуваних умінь, розроблено, теоретично обгрунтовано й експериментально перевірено педагогічні умови формування механізму реалізації особистісно орієнтованих технологій навчання студентів.
The way of improving the personal-centered teaching techniques in the process of conductor-choral training of the future teacher of music are discussed in this work. The state of the problem studied is analyzed in the Theory and Technique of teacher training and musical upbringing. The modern approaches for improving the effectiveness of the future teacher of music; the basic research conceptions; the structure of the skills studied; the pedagogical technology of formation and realization of personal-centered students' teaching techniques are analyzed and worked out in this article.
Диссертация посвящена проблеме методики применения личностно ориентированных технологий обучения в процессе дирижерско-хоровой подготовки будущего учителя музыки. Проанализировано состояние изучаемой проблемы в теории и методике обучения музыке. Нами определена ее специфика, выделены современные подходы к повышению эффективности фаховой деятельности будущего учителя музыки; уточнены базовые понятия исследования; конкретизированы содержание и структура изучаемых умений; разработаны, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования механизма реализации личностно ориентированных технологий обучения. Современный этап обновления общества направлен на возрождение духовной культуры украинского народа, формирование национальных интересов как главных приоритетов мировоззренческой культуры индивида. Одними из важнейших ценностных преимуществ настоящего в отечественной науке и образовании стали гуманистические принципы обучения и воспитания. Они дают основание рассматривать будущего специалиста как неповторимую целостную личность, которая способна делать сознательный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Под влиянием обозначенных направлений украинское
образование постепенно превращается из авторитарного на образование
равноправного взаимодействия учителя и учеников. Это процесс сложный и
требует определенного времени, но дело ускорится, если в высших учебных
заведениях будут готовить будущих учителей к профессиональной
деятельности на гуманистических началах. Анализ научных работ по теме диссертации дает основания к выводу о том, что обработка проблемы усовершенствования дирижерско-хоровой подготовки студентов происходит вне контекста применения личностно ориентированных технологий. Необходимость преодоления этих недостатков, а также недостаточная теоретическая и практическая разработка вопроса обусловили выбор темы диссертационного исследования. Обозначены компоненты педагогической технологии с целью
теоретического обоснования современной подготовки будущего учителя, ее
структурных составляющих, принципов реализации в условиях обеспечения
личностно ориентированного обучения. Рассмотрены типы и виды технологий в образовании, их специфические характеристики, свойства и компоненты. Комплекс выделенных научно-методологических аспектов
создал предпосылки для изучения и основательного анализа сущности
понятия “личностно ориентированные технологии”. Их определение
сформулировано как целостный образовательно-воспитательный процесс,
который предусматривает интегрированное взаимодействие фундаментальных и фахово-ориентированных знаний и умений на основе личностного подхода к субъектам обучения и учитывает мотивационный аспект выбора будущей профессии, развитие личностных интересов, способностей студентов. Выявлено, что личностно ориентированные технологии обучения характеризуются многоуровневыми показателями, вариативностью, индивидуализацией.
В исследовании подчеркивается, что одним из ведущих направлений
профессионального становления будущего учителя музыки есть дирижерско-хоровая подготовка. Проанализировав научно-методическую литературу,
работы выдающихся хормейстеров, мастеров дирижерского искусства,
педагогов-практиков мы определили структуру личностных качеств будущих
учителей музыки. Теоретически обоснованная значимость и направления
индивидуальной работы студентов на современном этапе развития
музыкального образования. Выяснено, что обозначенная подготовка - это
единство и сложная взаимосвязь педагогического, организационного и
художественно-творческого процессов. Эти положения имеют методологическое значение для нашего исследования и есть основными для условных “этапов” личностной ситуации, среди которых выделяется ситуация “оценивания”, “осмысливания”, “рефлексии”. Исходя из структурно-функционального анализа указанной подготовки, сформулированы и обоснованы критерии ее усовершенствования и показатели каждого из обозначенных критериев.
Когнитивный - направленный на выяснение степени теоретической осведомленности с отечественными и зарубежными музыкально-хоровыми
традициями; обоснованность и системность знаний о базовых понятиях
дирижерско-хоровых дисциплин, их полнота и прочность, готовность к
самостоятельному определению сущности и признаков данных понятий;
умение дифференцировать тенденции хоровой музыки в обществе на
вербальном уровне; понимание практической значимости полученных
знаний, уверенность в правильности взглядов и мышлений студентов
относительно особенностей фаховой подготовки. Мотивационный - содержит в себе наличие интереса к будущей профессии учителя музыки; потребность студентов в систематическом общении с произведениями музыкально-хорового искусства; убежденность в значимости дирижерско-хоровой подготовки, позитивное отношение к педагогической практике; желание углублять и совершенствовать приобретенные знания, умения и навыки, способность к инициативе, творческому самовыражению, развитию личностных способностей и
интересов. Деятельный - заключается в умении организовать процесс
самовоспитания и самообразования на основе степени владения дирижерской
техникой; способности к выявлению самостоятельного смысла и оригинальности исполнительской интерпретации в музыкально-творческой деятельности; владении методикой организации работы над хоровым произведением, способности использовать личностную концепцию; наличие самокритичности в оценке своих достижений в учебной деятельности. Процесс создания личностной ситуации в классе хорового дирижирования с использованием проблемных творческих, индивидуальных учебно-исследовательских задач помог в стимулировании всей функциональной сферы личности студентов. Была выявлена
взаимозависимость между дирижерско-хоровой подготовкой студентов и их
личностным развитием. Заметное и значительное повышение мотивации
учебной деятельности и успешности будущих педагогов. Наблюдалась более
свободная и обоснованная вербализация студентами собственных мыслей,
творческий подход в изучении хорового репертуара, повышение к нему
интереса; возникновение стойкой потребности в общении с произведениями
музыкально-хорового искусства и т.п. Анализ результатов заключительного
этапа эксперимента показал, что применение личностно ориентированных
технологий обучения в процессе дирижерско-хоровой подготовки будущего
учителя музыки сопровождалось, в целом, положительной динамикой.
Предложенная нами методика есть целесообразной и эффективной.