У дисертації розроблено й обґрунтовано методику формування
здоров’язбережувальних знань і навичок молодших школярів на початковому
етапі адаптації до дитячого притулку, яка ґрунтується на ідеях особистісного
розвитку учнів й охоплює мотиваційно-ціннісний, когнігивний, операційнозмістовий та результативний компоненти здоров’язбережувальної компетентності. Мотиваційно-ціннісний компонент забезпечує формування ціннісного ставлення учнів до здоров’язбережувальної діяльності. Когнітивний складник передбачає формування системи знань і розвиток мислення школяра. Основою операційнозмістового компонента є формування в учнів здоров’язбережувальних навичок. Результативний складник забезпечує розвиток фізичних якостей, функціональних можливостей учнів, що забезпечують міцне здоров’я. Експериментальна перевірка засвідчила високу ефективність, розробленої методики навчання, що є підставою для її широкого впровадження в навчальний процес навчальних закладів.
In the dissertation there is developed and grounded methods of formation of
healthsaving knowledge and habits of junior pupils at the initial stage of adaptation
to the orphanage:, which is based on the idea of personal development of pupils and
includes motivational and evaluative, cognitive, operational and effective semantic
components healthsaving competence. Motivation and evaluative component
provides for the formation of value attitudes of pupils to healthsaving activities. The
cognitive component assumes the formation of knowledge and the development of
pupils thinking. The basis of operational semantic component is the format or of
pupils healthsaving habits. Effective component ensures the development of
physical qualities, functional capabilities of pupils to ensure good health.
Experimental testing showed high efficiency of the methods of training, which
is the reason for its broad introduction to the educational process; of educational
establishments.
Результаты исследования позволили определить здоровьесберегаюшие
знания как результат овладения учеником информацией о закономерностях
формирования, сохранения и развития здоровья человека, предупреждения
вредных привычек; о позитивном влиянии факторов окружающей среды и
специфических способов оздоровления; о здоровом образе жизни, методике
оздоровительной тренировки. Здоровьесберегающие навыки характеризируются
выполнением осознанных действий, направленных на укрепление здоровья и
предотвращение заболеваний; соблюдением режима дня, режима питания,
чередования труда и отдыха, гигиенических процедур; оптимизацией двигательной активности, применением здоровьесберегающих технологий, закаливанием организма. Установлено, что уровень физического состояния учеников детского приюта низкий, характеризируется неоднородностью результатов и имеет значительные резервы для улучшения. У детей из приюта установлена тенденция к уменьшению длины и массы тела, окружности грудной клетки. У младших школьников детского приюта средний индекс здоровья составлял 6,68 баллов у мальчиков и 5,23 - у девочек. У детей, которые учатся в школах, эти показатели, соответственно, составляли 8,345 - у мальчиков и 7,12 - у
девочек. Следует отметить, что ни один ребёнок детского приюта не имел
высокого индекса здоровья. Учитывая результаты анализа литературных источников, практики работы детских приютов и принимая во внимание позиции системного подхода как методологической основы исследования, разработана методика формирования здоровьесберегающих знаний и навыков, в основе которой лежит взаимосвязь всех компонентов учебного процесса с соблюдением определённой цели, заданий, принципов, содержания, методов, средств и форм учёбы. В соответствии с разработанной методикой, задания учебной деятельности
учеников заключаются в формировании мотивационно-ценностного, когнитивного,
оперативно-смыслового и результативного компонентов здоровьесберегающей
компетенции. Мотивационно-ценностный компонент обеспечивает формирование
ценностного отношения учеников к здоровьесберегающей деятельности.
Когнитивная составляющая часть предусматривает формирование системы
знаний и развитие мышления школьника. Основой оперативно-смыслового
компонента является формирование у учеников здоровьесберегающих навыков.
Результативная составляющая часть обеспечивает развитие физических качеств,
функциональных возможностей учеников, которые обеспечивают крепкое
здоровье. Анализ и обобщение результатов исследования дали возможность определить основные педагогические условия формирования готовности младших
школьников к самостоятельным занятиям физическими упражнениями:
создание здоровьесберегающей учебной среды, воспитание ответственного
отношения к своему здоровью, направленность содержания учёбы на
соблюдение здорового образа жизни, систематичность занятий физическими
упражнениями, ориентация на самовоспитание и саморазвитие, личностнодеятельный подход в процессе учёбы, междисциплинарная интеграция
учебных дисциплин, создание атмосферы сотрудничества и взаимообучения.
Методика формирования здоровьесберегающих знаний и навыков младших
школьников приюта включает систему заданий и упражнений для формирования
рационального двигательного режима, личной гигиены, рационального питания,
закаливания, отказ от вредных привычек. Для обеспечения систематичности и
контроля за соблюдением здорового образа жизни младшими школьниками
приюта рекомендуется использовать дневник здоровья. Экспериментальная проверка доказала высокую эффективность разработанной методики обучения, которая является основой для её широкого внедрения в учебный процесс учебных заведений.