Дисертація присвячена проблемі формування методичної компетентності майбутніх учителів музики в процесі інструментальної підготовки. Виокремлені та експериментально перевірені педагогічні умови формування методичної компетентності майбутніх учителів музики, обґрунтована ефективність
форм, методів і засобів формування методичної компетентності майбутніх
учителів музики. У роботі доведено, що врахування виділених педагогічних умов та поетапна реалізація педагогічних технологій стимулює позитивну мотивацію
до навчання і забезпечує формування методичної компетентності майбутніх
учителів музики.
The dissertation is devoted to the researching of the problem of forming the methodological competence of future music teachers in the process of instrumental preparation. The methodological competence of a music teacher is defined as the system of knowledge, skills and practical experience, which is stipulated by the
peculiarities of his individual psychological characteristics and is directed on the implementation of musical-pedagogical activity with synchronous ability to
self-implementation and constant self-perfection. This research points out the structural components of the methodological competence of future music teachers that is: cognitive-informational, operational, operational-regulative, valuable-orientational and creatively active. Pedagogical conditions of forming the methodological competence of future music teachers are scientifically grounded and experimentally checked: the
development of motivation and students’ qualities in the process of education;
the organization of teaching on the basic of selected theoretic-methodological
material; the activization of performing activity of students which stimulates
their cognitive interest to musical art and supplies the productivity of pedagogical
thinking; the orientation of students on self-evaluation of the achieved level of
methodological competence. Pedagogical technology was elaborated and was inculcated in three stages: professional-orientated, informational-analytic and creatively independent
Диссертация посвящена исследованию проблемы формирования методической компетентности будущих учителей музыки в процессе инструментальной подготовки. Методическая компетентность учителя музыки рассматривается как сформировавшаяся система знаний, умений и практического опыта, которая обусловлена особенностями его индивидуально-психологических характеристик и направлена на реализацию музыкально-педагогической деятельности с одновременной способностью к самореализации и постоянному самоусовершенствованию. В исследовании выделены структурные компоненты методической компетентности будущего учителя музыки, а именно: когнитивно-информационный, операционно-регулятивный, ценностно-ориентационный,
творчески-деятельностный. Теоретически обоснованы и експериментально проверены педагогические условия формирования методической компетентности будущих учителей музыки: целенаправленное развитие мотивации и волевых качеств студентов в процессе обучения; организация обучения на основе целесообразно отобранного теоретико-методического материала; активизация
исполнительской деятельности студентов, которая стимулирует их познавательный интерес к музыкальному искусству и обеспечивает продуктивность педагогического мышления; ориентация студентов на самооценку
достигнутого уровня методической компетентности. Изучение существующего состояния методической компетентности студентов осуществлялось в соответствии с разработанными критериями и показателями. Комплексное использование диагностических методов (анкетирование, наблюдение за ходом учебного процесса) позволило диагностировать реально существующие уровни методической компетентности студентов, а также проследить за динамикой формирования её компонентов на разных этапах экспериментального обучения.
Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена
педагогическая технология, которая внедрялась на трёх этапах: профессионально-ориентированном, информационно-аналитическом и творчески самостоятельном в процессе инструментальной подготовки студентов. Целью первого, «профессионально-ориентированого», этапа стала установка в процессе обучения студентов на заинтересованность музыкально-педагогической деятельностью, направленность их познавательного интереса на проблемы музыкального обучения. Эти задачи решались следующими методами: проблемного изложения учебного материала; частично-поисковым (эвристическим); самоконтроля за собственным исполнением музыкальных произведений. Целью второго, «информационно-аналитического», этапа стало
углубление теоретических знаний, необходимых для осуществления будущей
музыкально-педагогической деятельности. Реализовывался он в процессе
изучения спецкурса «Методика преподавания игры на музыкальных
инструментах». На этом этапе использованы такие методы работы: анализ
педагогических ситуаций, дискуссии, беседы, моделирование уроков
музыки, планирование творческих заданий. Целью третьего, «творчески-самостоятельного», этапа стало творческое применение студентами методических знаний и умений во время ассистентской практики. Задания на этом этапе решались при помощи таких методов: самостоятельного изучения музыкальных произведений, обсуждения результатов выступления учеников, планирования творческих заданий и их оценивания. Проведённое исследование подтвердило гипотезу о том, что формирование методической компетентности будущих учителей музыки будет более эффективным, если внедрить соответствующую педагогическую технологию, которая позволит стимулировать положительную мотивацию к обучению и обеспечит формирование методической компетентности будущих учителей музыки.