Робота присвячена комплексному політологічному аналізу політичної культури особистості у світлі сучасних зарубіжних та вітчизняних політологічних дискусій. З’ясовано структурні рівні та значення політичної культури у процесі суспільної трансформації. Проаналізовано теоретичні і прикладні підходи до формування самокритичної, демократично зрілої, активної особистості. Автор визначає особливості динаміки ціннісних та ідеологічних установок громадян у процесі переходу до демократії. Всесторонньо розкриті об'єктивні й суб'єктивні умови зміни
світоглядних орієнтацій окремих індивідів і їх груп за логікою базових демократичних трансформацій. Запропоноване сучасне концептуальне розуміння можливостей, технологій і шляхів формування громадянської культури в Україні
The work is dedicated to complex politological analysis of person's political
culture in modern foreign and native politological discussions. It was found out the
structural levels and meaning of political culture in the process of social
transformation. It was analyzed the theoretical applied approaches to the formation of
self-critic, democratically mature, active personality. Author determines the
pcculiarites of dynamics of values and ideological citizens settings in the process of
transformation to democracy.
It was thoroughly described the objective and subjective conditions of changes
of separate individuals and their groups world-view orientations by logics of basical
democratical transformations. It was proposed modern conceptual understanding of
possibilities, technologies and ways of civil culture formation in Ukraine.
Работа посвящена комплексному политологическому анализу политической культуры личности в контексте современных зарубежных и отечественных политологических дискуссий. Определены структурные уровни и роль политической культуры в процессе общественной трансформации. Проанализированы теоретические и прикладные подходы к формированию
самокритичной, демократически зрелой, активной личности. Автор определяет
особенности динамики ценностных и идеологических установок граждан в
процессе перехода к демократии. Всесторонне раскрыты объективные и субъективные условия изменения мировоззренческих ориентаций отдельных индивидов и их групп согласно логике базовых демократических трансформаций. Системно проанализированыпотребности, факторы и перспективы формирования
«демократического качества» политической культуры, что характеризуется такими показателями как человекоцентризм, открытость, свобода политического мышления, суждений и деятельности, толерантность, права человека и солидарность. Акцентируется внимание на особенности влияния и взаимосвязи
политической системы на формирование политической культуры в условиях
перехода к демократии. Анализируя мировоззренческие ориентации иповеденческую направленность личности политического лидера, автором
доказана взаимосвязь политического лидерства и политической культуры.
Важным аспектом исследования является анализ геополитического положения
Украины, проблемы развития внешней политики, определения стратегического
партнерства и их влияния на политическую культуру личности в условиях
трансформирующегося общества. Изучено влияние процессов глобальной информатизации и коммуникации на формирование и развитие культуры политического участия, демократического сознания, осознанного, ценностно-мотивированного политического выбора граждан. В работе продолжено изучение проблемы определения факторов, которые детерминируют потребность формирования политической культуры демократического типа, среди которых выделены субъективные и объективныефакторы, демократический характер
западных и отечественных традиций политической деятельности; рациональное переосмысление негативного опыта тоталитарного прошлого, отказ от него; учет политического опыта жизненного уклада современных демократических государств и политических систем; жизнеутверждающую и гуманистическую природу национальной идеи. Предложено современное концептуальное понимание возможностей, технологий и путей формирования гражданской культуры в Украине. На многоплановом научном материале проанализировано состояние развития образования и науки в Украине и обозначены проблемы, сдерживающие прогресс системы образования. В работе изучен вопрос применения нормативно - правовых актов в этой сфере и выявлены основные причины и условия их не выполнения