Дисертацію присвячено дослідженню проблеми ефективності самовдосконалення майбутнього вчителя музики у процесі фахової підготовки. На підставі аналізу наукової літератури, узагальнення міжнародного методичного досвіду та прогресивної практики з вокальної підготовки студентів педагогічних вищих освітніх закладів, як складової музично-педагогічного фаху, було досліджено стан самовдосконалення як психолого-педагогічної проблеми; усвідомлено та розкрито сутність, зміст, компонентні складові структури самовдосконалення майбутніх учителів музики; визначено наявність впливу сучасної музичної субкультури на
самовдосконалення вчителів України та Китаю. Обгрунтовано застосовані педагогічні принципи та умови ефективності самовдосконалення майбутніх учителів музики, розроблено критерії й показники сформованості, схарактеризовані рівні: самовизначення, освітньої та виконавської самоідентифікації, фахово-компетентнісний; проведено експериментальну перевірку ефективності організаційно-методичного забезпечення самовдосконалення студентів.
The thesis deals with the problem of perfect oneself of future music teacher
During training. Based jn analysis of scientific literature, summarizing
international methodological experience and progressive practice of vocal training
future teachers of higher educational institutions as part of musical teaching
profession, was investigated as a condition of self-psychological and educational
problems, and realized the essence, content, composition structure of self-future
music teacher, identified the present of modern musical subculture impact on
teacher self Ukraine and China. Grounded applied pedagogical principles and conditions for the effectiveness of self-help future teachers, the criteria and indicators of formation. Author determined levels: self-education and self-identification performance, professionalcompetence; conducted experimental verification of the effectiveness of
organizational methods of cultivation of students
Диссертация посвящена исследованию проблемы эффективности
самоусовершенствования будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки. На основании анализа научной литературы, обобщения международного методического опыта и прогрессивной практики
по вокальной подготовке студентов педагогических высших учебных заведений, как составляющей музыкально-педагогическую специальность, было исследовано состояние самоусовершенствования как психолого-педагогической проблемы; раскрыто сущность, содержание, компоненты структуры самоусовершенствования будущих учителей музыки: потребностно-мотивационный, предусматривающий осознанное движение личности по самостоятельно намеченной программе реализации в обучении и практике; когнитивно-эмоциональный, раскрывающийся в познании и осознании результатов умственного труда, чувственно-эмоционального опыта, презентации музыкального материала; культурно-образовательный, проявляющийся в расширении кругозора; профессионально-реализационный, отражающий степень самореализации профессионала на основе раскрытия способности к самоусовершенстванию в процессе подготовки в
современных условиях воздействия молодежной музыкальной субкультуры на
самоусовершенствование учителей музыки Украины и Китая. В процессе исследования обоснованы принципы и педагогические условия эффективности самоусовершенствования будущих учителей музыки; разработаны критерии и показатели осуществления этого процесса соответственно указанным характеристикам структурных компонентов самоусовершенствования; определены уровни: низкий - самоопределения, средний - самоидентификации в обучении и исполнительской деятельности, высокий - профессионально-компетентностный; осуществлена проверка экспериментальных данных степени эффективности предложенной методики самоусовершенствования учителей музыки.
Реализация педагогических условий самоусовершенствования учителей
музыки опиралась на: осознание перспективности самоусовершенствования,
обеспечение приоритета самостоятельной учебной и творческой музыкальноучебной деятельности, свободного выбора путей актуализации своего
потенциала, стимулирование студентов к приобретению интеллектуально-эмоционального личностного роста, сообщение психолого-педагогической
информации о содержании феномена и соответствующих техник рефлексии,
целенаправленное педагогическое влияние на самореализационную
адаптацию будущих учителей музыки с использованием самооценки и
внедрения методики профессионального самосовершенствования с
приоритетом вокального обучения