У результаті дослідження вперше виявлено, теоретично обґрунтовано та експериментально перевірено організаційно-педагогічні умови розвитку професійної компетентності вчителів основ здоров’я в системі післядипломної освіти, якими є: організаційна модернізація підвищення кваліфікації вчителів; структурування змісту підвищення кваліфікації відповідно до запитів і потреб учителів; застосування інтерактивних технологій вивчення методики та викладання основ здоров’я, спрямованих на розвиток здоров’язбережувальних компетенцій учасників навчально-виховного процесу. Уточено сутність понять «професійна компетентність учителя основ здоров’я», «розвиток професійної компетентності вчителів основ здоров’я». Обгрунтовано сутність та складові професійної компетентності вчителів основ здоров’я, які розвиваються в системі післядипломної освіти. Розкрито зміст, форми та структуру підвищення кваліфікації вчителів основ здоров’я, що здійснюється в курсовий та міжкурсовий періоди. Розроблено та теоретично обгрунтовано андрагогічну модель розвитку професійної компетентності вчителів основ здоров’я у системі післядипломної освіти. Обґрунтовано критерії та рівні розвитку професійної компетентності вчителів основ здоров’я (низький (рецептивний), середній (репродуктивний); достатній (продуктивний); високий (творчий). Удосконалено зміст підготовки вчителів в системі післядипломної освіти, що сприяє розвитку їх професійної компетентності.
Диссертация посвящена актуальной проблеме усовершенствования системы последипломного педагогического образования и определению возможных путей решения, которые непосредственно связаны с развитием профессионализма учителей основ здоровья, формированием здоровьесберегающих компетенций участников учебно-воспитательного процесса. В результате исследования впервые выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности учителей основ здоровья в системе последипломного образования, которыми являются: организационная модернизация повышения квалификации учителей, обеспечивающая научнометодическое сопровождение в андрагогическом цикле в период прохождения экспресс-курсов, организации методической работы в межкурсовой период, самообразования педагогов; структурирование содержания повышения квалификации в соответствии с запросами и потребностями педагогов в курсовой подготовке, методической работе, самообразовании; внедрение интерактивных технологий изучения методики и преподавания основ здоровья, направленных на развитие здоровьесберегающих компетенций участников основ здоровья: низкий (рецептивный); средний (репродуктивный); достаточный (продуктивный); высокий (творческий). Разработаны методические рекомендации, изменения и дополнения в учебные планы повышения квалификации учителей основ здоровья, в систему научно-методической работы с учителями на разных уровнях (областном, районном (городском), общеобразовательного учреждения), подтвержденные результатами педагогического эксперимента. Доказано, что разработанные организационно-педагогические условия в значительной степени позволяют повысить эффективность развития профессиональной компетентности учителей основ здоровья в системе последипломного образования.
The study revealed, theoretically grounded and experimentally tested pedagogical conditions of teachers’ professional competence in post-graduate education, they are the organizational modernization of teacher training, structuring the content of training according to the needs and requirements of «Health Basics» teachers; implementation of interactive techniques of studying methods and «Health Basics» teaching aimed at the development of health saving competence of the participants of educational process. The concepts of «professional competence of «Health Basics» teachers», and «teachers’ development of professional competence» are clarified. The essence and components of professional competence of «Health Basics» teachers developing in a system of post-graduate education are defined here. The content, form and structure of training according to the needs and requirements of «Health Basics» teachers are revealed during course periods. Developed and theoretically grounded andragogical model of professional competence of teachers in post-graduate education. The criteria and levels of professional competence of «Health Basics» teachers’ (low (receptive), medium (reproductive) sufficient (productive); high (creative)) are grounded. The content of teacher education in postgraduate education that promotes their professional competence is improved.