У дисертації актуалізоване питання щодо підготовки майбутніх учителів, зокрема учителів музики до роботи в умовах полікультурності. На основі визначення спільних поглядів зарубіжних, українських та китайських вчених, світової практики щодо зазначеної проблеми обрано освітню змістову лінію методики - етнокультурну проблематику та музичний фольклор. Підготовка майбутнього вчителя музики до роботи в умовах полікультурного середовища розуміється як процес набуття досвіду, заснованого на знаннях, вміннях та навичках, що складають фахову полікультурну компетентність, яка забезпечує вчителю музики ефективність використання етнохудожніх надбань мистецької творчості в педагогічній та соціокультурній діяльності в межах діалогу культур різних етнічних груп в контексті національної державної політики. Компонентно-функціональна модель підготовки зазначеного феномену охоплює пізнавально-операційний, праксіологічно-творчий, мотиваційно-ціннісний та мобілізаційно-фаховий компоненти; їх формування здійснюється на грунті етнокультурологічних звань, народнопісенної творчості, музично-фольклорної обрядовості, народно -інструментальної музичної спадщини. Основою методики визначено поетапне впровадження педагогічних умов, яким відповідали спеціально розроблені методи та техніки їх реалізації. Пропоновані методи класифіковані у відповідності до функцій педагогічного потенціалу фольклору та роботи вчителя музики в умовах полікультурного середовища.
В диссертации представлено теоретико-экспериментальное исследование и его результаты по проблеме подготовки будущих учителей музыки к работе в условиях поликультурной среды и эффективной методики такой подготовки. Определены общие и актуальные позиции по данной проблеме в мировой педагогической теории и практике, в частности, в музыкальном образовании Украины и Китая. На основе анализа литературы выбраны общепедагогические принципы и образовательная содержательная линия - этнокультурная проблематика и музыкальный фольклор. Подготовка будущего учителя музыки к работе в условиях поликультурной среды интерпретируется как процесс приобретения опыта, основанного на знаниях, умениях и навыках, составляющих профессиональную поликультурную компетентность, обеспечивающую учителю музыки эффективность использования этнохудожественных ценностей, музыкального фольклора в педагогической и социокультурной деятельности в рамках диалога культур различных этнических групп в контексте национальной государственной политики. Компонентно-функциональная модель подготовки будущего учителя музыки к работе в условиях поликультурной среды охватывает познавательно-операционный, праксиологично-творческий, мотивационно-ценностный и мобилизационно-профессиональный компоненты. В исследовании сделан акцент на педагогическом потенциале особых художественных методов фольклора: вариативность и импровизационность; синкретизм и синестезия; жанрообразование и циклизация, контаминация, символизация. Основой методики определено поэтапное внедрение педагогических условий, которым соответствовали специально разработанные методы и техники их реализации. Организационной формой был спецкурс - практикум «Основы поликультурной компетентности будущего учителя музыки». Математико-статистическая обработка результатов подтвердила эффективность предложенной методики.
The thesis actualizes the issue of preparing future teachers, including music teachers, to work in multicultural environment. By defining common views of foreign, Ukrainian and Chinese scientists and international practice on this issue, an educational content-line of the methodology was chosen - ethnocultural issues and musical folklore. Preparation of future music teachers to work in multicultural environment is understood as the process of experience gaining based on knowledge, skills and techniques that constitute a professional polycultural competence , which enables music teacher to efficiently use ethnic and artistic heritage in pedagogical and social and cultural activities within the dialogue of cultures of different ethnic groups in the context of national policy. The component-functional model of preparation of this phenomenon covers cognitive and operational, praxeoiogical and creative, motivational and value-oriented, as well as mobilization and professional components, their formation is done on the basis of etnocultural knowledge, folklore and song- creation art, music and folk ritualism, folk - instrumental musical heritage. The methodology is based on a phased implementation of pedagogical conditions, which are in line with specially developed methods and techniques for their implementation. Proposed methods are classified according to the functions of educational potential of folklore and the work of music teacher in a multicultural environment.