Дисертаційне дослідження присвячене питанню самореалізації творчої особистості учня в художньо-естетичному напрямі позашкільної освіти. Проаналізовано особливості самореалізації творчої особистості як психолого-педагогічної проблеми. Розкрито організаційно-педагогічні умови самореалізації творчої особистості учня в художньо-естетичному напрямі позашкільної освіти за відповідними структурними компонентами (організаційний, цільовий, процесуальний). Експериментально доведено ефективність запропонованих організаційно-педагогічних умов самореалізації творчої особистості учня в художньо-естетичному напрямі позашкільної освіти.
В результате проведенного исследования выяснено состояние исследуемой проблемы и раскрыты теоретические основы самореализации творческой личности как психолого-педагогической проблемы и специфики художественно-эстетического направления в системе внешкольного образования. Установлено, что формирование творческих способностей личности предусматривает учет сущности творческой деятельности и современных достижений психолого-педагогических паук на уровне содержания и самого процесса. Человек имеет способности к творчеству во все периоды своей жизни и во всех сферах деятельности, поскольку каждый индивид имеет творческий потенциал разных уровней, а творческие способности поддаются развитию и культивированию. Выяснено, что творческая самореализация учеников выступает как форма целенаправленной деятельности или творческой активности, ориентированная на реализацию сущностных возможностей личности и ее способностей в пределах личностно значимой творческой деятельности, в которой происходит раскрытие потенциала личности и переход ее потенциальных способностей в актуальные. Раскрыто, что формирование творческих способностей личности учащегося должно происходить па базе общих принципов обучения и воспитания, в частности принципов учета индивидуальных, возрастных и психологических способностей обучаемых. Занятия во внешкольных учебных учреждениях должны строиться на основе принципов внешкольного образования, с учётом которых педагог, принимая во внимание центральное место учащегося в педагогической деятельности, выступает организатором, руководителем учебно-воспитательного процесса, используя различные методики и технологии обучения, воспитания, развития и социализации. На основании анализа основных положений, определены организационнопедагогические условия самореализации творческой личности ученика в художественно-эстетическом направлении внешкольного образования по структурным компонентам, которые включают: организационный компонент (кружки, группы и другие творческие объединения художественноэстетического направления внешкольного образования, внешкольных учебных учреждений); целевой компонент (цель, принципы и задачи развития самореализации творческой личности в художественно-эстетическом направлении внешкольного образования); процессуальный компонент (содержание, формы и методы развития самореализации творческой личности в художественно-эстетическом направлении внешкольного образования). Выяснено, что необходимыми организационно-педагогическими условиями для самореализации творческой личности ученика в художественно-естетическом направлении внешкольного образования, которые способствуют эффективному осуществлению учебно-воспитательного процесса во внешкольном учебном учреждении, относятся следующие: учет психологических, глубинно-психологических и возрастных особенностей учеников (характер, темперамент, особенности внимания, памяти, воображения и др.); организация учебно-воспитательной деятельности в соответствии с потребностями и интересами ученика, его активности, отношения к творческой деятельности; учет предыдущей подготовки учеников, наличие знаний, умений и навыков, которые были сформированы в школе. Установлено, что главной формой организации художественного творчества во внешкольных учебных учреждениях является кружок. Кружок представляет собой организацию деятельности детей и юношества на добровольных началах в соответствии с их интересами и склонностями. Исследование показало, что основными элементами системы организационных форм во внешкольном образовании является групповая и индивидуальная работа. Основными методами обучения являются иллюстративно-объяснительный, репродуктивный и исследовательско-поисковый. Экспериментально проверены предложенные организационнопедагогические условия самореализации творческой личности учащегося в художественно-эстетическом направлении внешкольного образования. Уровень самореализации учащегося во внешкольных учебных учреждениях в экспериментальных группах в сравнении с контрольными является более высоким.
Dissertation research is devoted to the specifics of self-realization of the pupil’s creative personality within the art aesthetic trend of non-formal education. The features of self-realization of the creative personality as psychological and pedagogical problem have been analyzed. Pedagogical terms for self-realization of the pupil’s creative personality within the art aesthetic trend of non-formal education have been reported in depth. The features of art aesthetic trend in the system of non-formal education have been revealed. The system for improving the content of self-realization of the pupil’s creative personality within the art aesthetic trend of non-formal education has been developed. The organizational forms and methods of self-realization of the pupil’s creative personality within the art aesthetic trend of non-formal education have been studied. The efficiency of art aesthetic trend of non-formal education for selfrealization of the pupil’s creative personality has been proved experimentally.