Дисертаційне дослідження присвячене вивченню особливостей розвитку позитивного мислення старшокласників. Досліджено сутність, вікові та психологічні прояви позитивного мислення. У роботі представлений аналіз науково-теоретичних концепцій та підходів до з’ясування даної проблеми у зарубіжній та вітчизняній психології. Визначено структуру позитивного мислення: когнітивний, емоційно-оцінний, поведінковий компоненти, рівні розвитку (високий, середній, низький) та критерії діагностування (інтелект, рефлексивність, прогнозувальна здатність, оптимізм, самоставлення, тип емоційної реакції, мотивація успіху, установка на поведінкову активність). Встановлено, що суб’єктивне ставлення до навколишніх реалій найбільшою мірою обумовлює рівень розвитку позитивного мислення. Розроблено та апробовано формувальну програму у системі шкільної освіти для розвитку позитивного мислення у ранньому юнацькому віці через створення психолого-педагогічних умов, спрямованих на активізацію структурних компонентів позитивного мислення та зміцнення зв’язків між ними. На основі аналізу результатів впровадження програми доведено її ефективність та позитивний вплив на особистісне зростання старшокласників.
Диссертационное исследование посвящено изучению особенностей развития позитивного мышления старшеклассников. Представлен анализ научно-теоретических концепций и подходов по проблеме в зарубежной и отечественной психологии. На его основе определяем сущность понятия - позитивнооптимистическая направленность личности на поиск оптимальних способов решения проблемных вопросов. Период ранней юности становится стабилизирующим в формировании мировоззрения, потому становление позитивного мышления на данном возрастном этапе разрешает получить социально активных полноценных членов общества. Определено структуру позитивного мышления: когнитивный, эмоциональнооценочный, поведенческий компоненты. Основными критериями выступают общий интеллект, рефлексивность, умение прогнозировать, оптимизм, самоотношение, эмоции с положительной модальностью, мотивация успеха, установка на поведенческую активность. Эти эмпирические индикаторы представляют качественную характеристику уровней проявления изучаемого конструкта. Обозначенные критерии и их качественные показатели обуславливают определение трех уровней развития позитивного мышления личности: высокого, среднего и низкого.
В работе излагаются результаты экспериментального исследования психологических особенностей позитивного мышления старшеклассников. Высокий уровень проявления позитивного мышления характеризуют следующие особенности: результативность и скорость реализации мыслительной деятельности, осмысленность поиска, способность к прогнозу, оптимизм, положительное отношение к себе, стойкость проявления положительных эмоций, мотивация успеха и готовность к активным действиям для его достижения. Установлено доминирование в раннем юношеском возрасте показателей среднего уровня позитивного мышления, психологическими характеристиками которого являются некая непоследовательность в оперировании знаниями, несогласованность поисково-прогнозируемых операций, недостаточность глубины в исследованиях, положительное отношение к себе и действительности чередуется с отрицательными переживаниями, эмоциональная нестабильность, одновременное переживание стремления к успеху с боязнью поражения. Низкий уровень проявлен незначительно: поверхностность умственных операций, невозможность осуществления переосмысления себя и своих действий, несформированность умений обобщения и конструирования, тенденции к пессимизму, отрицательному отношению к себе, навязчивому воспроизведению негативных переживаний. Разработана программа по развитию позитивного мышления учеников старших классов. Она реализована посредством создания ряда психолого-педагогических условий: обеспечения актуализации осознания значимости позитивного мышления в ранней юности; оптимизацию мыслительной деятельности через осмысление собственных оценочных суждений и уменьшение негативных оценок; введения упражнений, которые направлены на отработку умений и навыков интроспекции, рефлексивного анализа мыслительного процесса и ориентированы на поддержку позитивного отношения к себе и действительности; стимуляция необходимости использования позитивного мышления в жизни путем усиления мотивации успеха, готовности к реализации полученных знаний, умений и навыков для достижения целей; моделирования индивидуально-значимых ситуаций для развития целостного позитивного мышления. Анализ результатов проведения развивающих занятий с старшеклассниками, психолого-просветительских выступлений для их родителей, консультаций для учителей подтвердил эффективность программы и ее положительное влияние на динамику позитивного мышления молодежи, что проявилось в повышении гибкости, осмысленности, рефлексивности мышления, способности прогнозировать, оптимистического отношения к действительности и положительного отношения к себе, утверждении мотивации достижения успеха.
The dissertation is devoted to the research on the peculiarities of positive mentality development of senior pupils. It is analysed the essence, aging and psychological appearances of positive mentality. Study research represents the analysis of scientific theoretical concepts and approaches to studying this issue in the world as well as domestic psychology. The structure of positive mentality has been defined: cognitive, emotional-estimated and behavioral components, levels of appearance (high, medium, low) and diagnostic criteria (intellect, reflection, ability to predict, optimism, self-attitude, type of emotional reaction, motivation of success, orientation on the behavioural activities). It is identified, that subjective attitude to the external reality majorly specifies the level of appearance of positive mentality. The developing program has been designed and tested in the School education environment for the development of positive mentality in the early youth ages through creation of the psycho-pedagogical conditions, which are focused on activation of the structured components of positive mentality as well as on the strengthening of a relationship among them. Based on the analysis of the program implementation results, its effectiveness and positive influence on the personal growth of high-school pupils has been proved.