Дисертація присвячена актуальній проблемі теорії та методики навчати — формування рухових павичок у дітей у процесі фізичної культури. Виявлено особливості вікового розвитку, взаємозв'язки та інформативність показників основних компонентів координаційних і фізичних здібностей, що є підґрунтям для розробки методики формування цих здібностей у процесі занять хореографією у досліджуваного коїггингенту учнів з урахуванням їх вікових та статевих особливостей. Визначено активні темпи розвитку координаційних здібностей у дітей молодшого шкільного віку, що дало можливість визначити педагогічні дії вибіркової спрямованості та їх співвідношення. Сформовано комплекс педагогічних умов для ефективного формування координаційних здібностей молодших школярів у процесі занять хореографією.
Диссертация посвящена актуальной проблеме теории и методики обучения - формированию двигательных умений у детей в процессе физической культуры. Определены теоретические основы формирования координационных способностей младших школьников и проанализированы современные подходы к проблеме их развили. Выявлено отсутствие информации об эффективности занятий хореографией с целью формирования координационных способностей у младших школьников.
Исследованы особенности возрастного развития показателей основных компонентов координационных и физических способностей. Выявлены высокие темпы прироста показателей (при Р<0,05) от б до 7 лет к точным движениям у мальчиков, от 7 до 8 лет к точным движениям и ощущению мышечных усилий как у мальчиков, так и у девочек и от 8 до 9 лет к ощущению времени у мальчиков.
Установлены взаимосвязи и информативность показателей координационных и физических способностей, определены активные темпы их развития и разработана технология планирования педагогических действий при формировании этих способностей у младших школьников в процессе занятий хореографией.
Разработана экспериментальная методика формирования координационных способностей младших школьников в процессе занятий хореографией с учетом их возрастных и половых особенностей. Содержаїше методики составили танцевальные упражнения го разных видов хореографии, элементы ритмики, хореографические игры и танцевальные упражнения импровизационного характера, направленые на формирование отдельных компонентов координациошшх способностей младших школьников. Танцевальные упражнения, элементы ритмики, хореографические игры и танцевальные упражнения импровизационного характера по мере обучения включались в танцевальные этюды, танцы и, в зависимости от увеличения объема педагогического воздействия на отдельные структурные компоненты координационных способностей, вводились в основные формы физического воспитания в школе: урок физической культуры, внеурочные формы, физкультурно-одзоровительные и другие воспитательные мероприятия. Обоснованы педагогические условия эффективности формирования координационных способностей младших школьников в процессе занятий хореографией.
Для контроля и коррекции предложенных педагогических условий разработаны оценочные таблицы, содержащие наиболее информативные показатели и позволяющие дифференцированно оценить (,v +2о) уровень сформированное™ координационных способностей младших школьников в
процессе занятий хореографией по пяти уровням: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий.
Доказана эффективность разработанного комплекса педагогических условий (планирование педагогических действий, избирательность, соотношение средств, методов и контроль) формирования основных компонентов координационных способностей младших школьников в процессе занятий хореографией.
The thesis is devoted to the actual problem of the theory and methods of teaching - the formation of motor skills of children during physical education. It reveals the peculiarities of the age development, the relationship and informative indicators of the basic components of coordination and physical abilities that are the basis for developing methods of forming such abilities in the training process of choreography in the studied contingent of pupils according to their age and sexual characteristics. The thesis defines the active pace of the development of primary school pupils' coordination skills, which made it possible to detemiine the pedagogical action of the selective focus and their ratio. The research modeled the complex of pedagogical conditions (planning of educational activities, selectivity, correlation of means and methods, and control) for the effective formation of primary school pupils’ coordination abilities while engaging in choreography.