У дисертації розглянуто теоретичні питання формування фундаментальних океанологічних понять у студентів-географів. Виявлено особливості формування географічних понять як спеціальнонаукових. Обґрунтовано методику добору океанологічних понять засобами побудови графа-дерева з установленням ієрархічних зв’язків. Розроблено комп’ютерну програму «ПАН», яка відображує систему понять у вигляді моделі «граф-тезаурус». Проведено експериментальне дослідження ефективності запропонованих шляхів формування понять із дисципліни «Основи океанології» у студентів-географів із використанням розробленої комп’ютерної програми «ПАН», проаналізовано результати контрольних зрізів, оцінено достовірність результатів статистичними методами. Надано пропозиції щодо вдосконалення системи формування фундаментальних океанологічних понять у вищій географічній освіті.
Диссертационная работа представляет собой теоретикоэкспериментальное исследование проблем формирования системы океанологических понятий у студентов-географов. В работе представлена целостная методическая модель формирования океанологических понятий в процессе подготовки будущих географов в рамках дисциплины «Основы океанологии» средствами совместного использования тезауруса и графа, реализованного с помощью компьютерных технологий (компьютерная программа). Рассмотрены теоретические вопросы формирования системы океанологических понятий у студентов-географов, отвечающей современному уровню развития науки. Выявлены особенности формирования океанологических понятий как частнонаучных в системе научного познания. Разработана и реализована модель формирования океанологических понятий в рамках учебной дисциплины «Основы океанологии» при подготовке географов. Создана модель комплексного использования графа и тезауруса в процессе формирования системы океанологических понятий у будущих географов. Внедрены в учебный процесс отдельные компоненты предложенной модели. Обоснована методика отбора понятий науки средствами построения графа-дерева с установлением иерархических связей с целью формирования системы океанологических понятий в процессе подготовки будущих географов. На основе созданного «дерева» океанологических понятий разработана и усовершенствована структура дисциплины «Основы океанологии». Создана компьютерная программа «ПАН» («Понятийный аппарат науки») с целью отображения информационнопоискового тезауруса в виде дерева понятий и соответствующего графа. Авторское право на программу зарегистрировано в Департаменте интеллектуальной собственности Украины. Реализована возможность наполнения созданного «графа-тезауруса» дополнительной, справочной информацией, картами, рисунками, анимацией, что способствует более эффективному восприятию материала студентами. Осуществлена оценка степени усвоения океанологических понятий студентами-географами на основании критериев полноты усвоения содержания, объема и взаимосвязей между понятиями с учетом поправок за счёт ошибочного усвоения. Поправка усовершенствует существующую сегодня методику оценивания качества усвоения понятий, и рассчитывается как отношение числа названных верно элементов категории понятия к общему указанному студентом их количеству. Выделены пять уровней сформированности понятий на основе указанных показателей. Числовые значения уровней приведены в соответствие со шкалой ECTS: I - «диффузнорассеянное» представление о понятии (средние значения коэффициентов усвоения отдельных элементов понятия составляют 0 - 0,34, что соответствует оценке FX); II - ошибочное представление о понятии (0,35 - 0,59, оценка F); III - необобщенное понятие (0,60 - 0,74 - оценки D, Е); IV - обобщенное понятие (0,75 - 0,89 -оценки В, С); V - высокая степень обобщенности понятия (0,90 — 1 -оценка А). Проведено экспериментальное исследование эффективности предложенных путей формирования понятий дисциплины «Основы океанологии» у студентов-географов в ходе констатирующего и формирующего этапов педагогического эксперимента с использованием разработанной компьютерной программы «Понятийный аппарат науки», проанализированы результаты контрольных срезов, оценена достоверность результатов статистическими методами. Выявлен положительный синергетический эффект совместного использования графа и тезауруса в процессе обучения океанологии. Показаны возможности и установлена эффективность использования компьютерной программы «Понятийный аппарат науки» для самообразования и самоконтроля усвоения понятий студентами. Разработаны предложения относительно усовершенствования системы формирования фундаментальных океанологических понятий в высшем географическом образовании в целом и в смежных науках. Проведенное исследование не освещает все аспекты проблемы формирования системы специальных научных понятий при подготовке специалистов географов. Перспективы дальнейшего развития данной работы связаны с усовершенствованием предложенной компьютерной программы «Понятийный аппарат науки» и расширением путей ее внедрения в учебный процесс, определения возможностей внедрения модели «граф-тезаурус» в процесс формирования понятий различного уровня обобщения для других географических и природоведческих дисциплин.
The dissertation is a theoretical experimental research devoted to the oceanological issues of fundamental concepts system formation in students of geography departments. Theoretical issues of fundamental oceanological concepts formation in geography department students at the modern stage of science development are considered. Features of geographical concepts formation as a particul system in scientific cognition are educed. Methods of science concepts selection by graph-tree construction with hierarchial connections for oceanological knowledge formation have been substantiated. The computer software “The Concept Instrument of Science” has been elaborated with the aim of illustration (introduction) and retrieval of thesaurus as a tree of concepts and respective graph. The estimation of oceanological concepts learning and remembering by geography department students is carried out on the basis of understanding the concept content and establishing connections between concepts. Experimental research of efficiency of the ways of concept formation of discipline “Fundamentals of Oceanology” in geography department students is carried out on the basis of the computer software “The Concept Instrument of Science”. The results of control cuts and analyzed. The authenticity of results have been proven by statistical methods. Suggestions relating to the enhancement of fundamental oceanological concepts formation at the university level are given.