Дисертаційне дослідження присвячене вивченню рівня домагань як психологічної детермінанти особистісного розвитку .молодшого школяра. У роботі представлено теоретико-методологічні підходи до вивчення рівня домагань молодших школярів, здійснено аналіз поняття «рівень домагань» представниками різних психологічних шкіл, виділено критерії та показники рівня домагань, обгрунтовано його роль у розвитку особистості молодшого школяра. Встановлено, що з переходом від другого до четвертого класу спостерігається зниження рівня домагань, самооцінки та навчальної мотивації молодших школярів. Експериментально з’ясовано, що рівень домагань тісно корелює з самооцінкою, мотивацією досягнення, провідними потребами, навчальною мотивацією, баченням дитиною свого статусу у колективі ровесників. Обгрунтовано, розроблено та апробовано програму психолого-педагогічного супроводу формування адекватного рівня домагань, яка передбачала роботу з дітьми, батьками та вчителями. Доведено, що залучення дітей до занять, спрямованих на пізнання себе і формування адекватного рівня домагань, сприяє їх особистісному розвитку.
Диссертация посвящена изучению уровня притязаний как психологической детерминанты личностного развития младшего школьника. В работе разработана и апробирована программа психолого-педагогического сопровождения развития адекватного уровня притязаний младших школьников, которая одновременно является программой их личностного развития. На основе теоретического анализа литературы установлено, что уровень притязаний является личностным образованием, которое отражает стремление человека выполнить задание такого уровня сложности, на который он считает себя способным и достичь таких результатов, которые будут его устраивать. Выделены критерии и показатели уровня притязаний, а также обоснована его роль в развитии личности младшего школьника. Эмпирическим исследованиям не было установлено существенных различий в характеристиках уровня притязаний испытуемых 2-х и 4-х классов. Большинство детей обеих возрастных групп демонстрируют адекватный и несколько заниженный уровень притязаний. Второклассники выдвигают несколько высшие требования к себе при выполнении заданий учебного содержания, чем ученики 4-х классов. Они ставят перед собой задачи, которые соответствуют их реальным возможностям, а часто и превосходят их, что свидетельствует о желании добиваться успеха в ведущей деятельности. Учащиеся четвертых классов демонстрируют адекватный и завышенный уровень притязаний к задачам внеучебного содержания, что свидетельствует о приближении подросткового периода, когда учебная мотивация, желание получить хорошие оценки и одобрение учителя, уступают место внешкольным интересам, мотивам общения со сверстниками. У учеников второго класса наблюдается преобладание завышенной самооценки: они еще не умеют критически оценивать себя, отношение к себе у них формируется под влиянием отношения к ним других, особенно родителей и учителей. У учеников четвертого класса отмечается равномерное распределение всех уровней самооценки (заниженная, адекватная, завышенная): они уже имеют собственные критерии оценки себя; большинству из них присуще совпадение уровня притязаний и самооценки, что выступает важным показателем их личностного развития. У исследуемых обеих возрастных групп преобладает мотивация достижения успеха. Установлено, что среди второклассников гендерные различия имеют место. У мальчиков второго класса преобладает заниженный, а у девочек - адекватный общий уровень притязаний. Большинство мальчиков этого возраста стремятся занимать лидирующие позиции в классе. Для представителей обоих полов присущ адекватный уровень притязаний к задачам учебного и внеучебного содержания, завышенная самооценка и высокая учебная мотивация. В четвероклассников такие различия четко выражены. Мальчики демонстрируют низший уровень притязаний (как общий, так и к задачам учебного и внеучебного содержания), чем девочки. У детей обоих полов повышается понимание необходимости собственных усилий для достижения желаемого результата, что свидетельствует о развитии их самосознания. У девочек более выраженной является мотивация достижения успеха, а у мальчиков - мотивация избегания неудач. Корреляционный анализ полученных результатов исследования убедительно подтвердил существование тесной связи между уровнем притязаний младших школьников и такими ведущими образованиями личности как ее мотивационная сфера, самооценка, потребности и видение ребенком своего статуса в коллективе сверстников. Это дает основание утверждать, что в процессе развития адекватного уровня притязаний младших школьников одновременно оказывается положительное влияние и на другие образования личности. Программа психолого-педагогического сопровождения формирования адекватного уровня притязаний младших школьников основана на общих принципах личностно-ориентированного подхода к развитию личности ребенка этого возраста, положениях о возможности качественных изменений определенных сторон личности за короткое время средствами активного социальнопсихологического обучения. Установлено, что психолого-педагогическое сопровождение способствует развитию адекватного уровня притязаний младших школьников, при условии комплексного воздействия на них со стороны учителей и родителей, которые должны обладать психолого-педагогической культурой. Эффективность разработанной программы обусловлена качественными и количественными изменениями в самооценке, учебной мотивации и уровне притязаний исследуемых экспериментальных групп обеих возрастных категорий, а также изменением их личностных свойств и поведенческих проявлений, выражается в повышении уверенности, инициативности, активности, самостоятельности, умение высказываться, налаживать эффективную коммуникацию, проявлять уважение к другим, планировать. Все вышесказанное позволяет говорить о том, что формирование адекватного уровня притязаний младших школьников является важной детерминантой их личностного развития.
The thesis is devoted to studying the psychological level of aspiration as psychological determinant of personality development of younger pupils. In the paper presented theoretical and methodological approaches to the study of level of aspiration of younger pupils, analyzed the concept of "level of aspiration" represented by different psychological schools, selected criteria and indicators of level of aspiration, justified its role in personality development of younger pupils. It is found that during transition from second to fourth grade level of aspiration, selfesteem and academic motivation of junior schoolchildren are decreased. Experimentally found that level of aspiration is closely correlated with self-esteem, achievement motivation, leading needs, academic motivation, vision of a child of their status in the team peers. Proved, developed and tested program of psycho-pedagogical support of adequate level of aspiration, which include the work of children, parents and teachers. It is proved that involving children in activities aimed at self-discovery and formation of adequate level of aspiration, promotes their personal development.