Дисертація є теоретико-експериментальним дослідженням проблеми формування в учнів загальноосвітніх шкіл поняття про духовні орієнтири творчості письменників. У дисертації представлено обгрунтовану та експериментально перевірену методичну систему, яка дає змогу вчителю-словеснику формувати особистісні духовні цінності й моральні якості учнів на основі осмислення ними духовних орієнтирів творчості письменників. Встановлено, що створення таких навчальних ситуацій, які сприяють усвідомленню ціннісних орієнтацій творчості письменника і формуванню духовності школярів, застосування різних форм роботи з активізації засвоєння знань, створення умов для осмислення учнями ціннісних орієнтацій творчості письменників, забезпечення емоційного фону уроків літератури стимулює процес формування в учнів старшої школи поняття про духовні орієнтири творчості письменників. З’ясовано, що робота з формування в учнів поняття про духовні орієнтири творчості письменників впливає на розвиток духовності самих учнів.
Диссертация посвящена теоретико-экспериментальным исследованиям процесса формирования духовного мира учащихся путём осознания ими духовных ориентиров творчества писателей на уроках украинской литературы. В работе представлена теоретически обоснованная и экспериментально проверенная система работы учителя литературы, которая дает возможность эффективно влиять на систему жизненных ценностей учащихся. Выбор темы диссертации обусловлен воспитательными возможностями уроков литературы, а также актуальностью проблемы формирования духовности старшеклассников в процессе литературного образования на современном этапе методики обучения украинской литературы. В диссертации обоснован тезис о том, что формирование понятия о духовных измерениях творчества писателя - это, собственно, процесс осознания его духовного мира, который отображается именно в творчестве. Осмысливать духовные ориентиры творчества писателя — значит осознавать саму категорию духовности. Этот процесс имеет двусторонний характер: во-первых, осмысливая духовные ориентиры творчества писателя, ученик воспринимает саму категорию духовности, во-вторых, он осознаёт собственное «я» через категорию духовности, а это содействует стимулированию стремления ученика к самосовершенствованию и формирует его как духовную личность. Диссертация состоит из введения, трёх глав, общих выводов, списка научных источников. Во введении дано обоснование проблемы, определены предмет, объект, цель и задачи исследования, его научная гипотеза, теоретическое и практическое значение полученных результатов. В первой главе — «Научно-методологические основания формирования понятия о духовных ориентирах творчества писателей у учеников старшей школы» — указывается, что проблема формирования духовности рассматривается довольно широко в философской, психологической, педагогической и методической литературе. Во второй главе — «Констатирующий эксперимент по проблеме формирования у старшеклассников понятия о духовных ориентирах творчества писателей» — анализируется отображение задач формирования у старшеклассников понятия о духовных ориентирах творчества писателей в действующих программах и учебниках по украинской литературе для средних общеобразовательных школ, приводятся результаты анкетирования, проводившегося среди учащихся с целью определения уровня осознания ими понятия о духовных ориентирах творчества писателей и анализ полученных данных. В третьей главе - «Методическая система формирования понятия о духовных ориентирах творчества писателей у учеников старшей школы» — разработаны концептуальные основы методической системы работы по формированию понятия о духовных ориентирах творчества писателей у учеников старшей школы, определены задания эксперимента и этапы его организации. Выяснено, что духовные ориентиры творчества писателей - это ориентация творчества авторов произведений на духовные ценности. Творческий потенциал авторского сознания, как правило, имеет своим основанием общечеловеческие духовные ценности. Экспериментальное внедрение методической системы формирования понятия о духовных ориентирах творчества писателей у учеников старшей школы полностью подтвердило влияние работы по формированию у учеников понятия о духовных ориентирах творчества писателей на развитие духовности самих учащихся. Выявлено, что ученики могут духовно совершенствоваться через активное осмысление духовных ориентиров писателя и его героев, по-новому воспринимать дейсвительность, обдумывать действия и поступки с позиций высокой духовности, направлять свои помыслы и действия на созидание добра. Новизна диссертационного исследования состоит в создании экспериментально апробированной системы работы учителя литературы, направленной на формирование у старшеклассников понятия о духовных ориентирах творчества писателей, активизацию процесса становления и обогащения духовного мира учеников во время изучения сочинений украинских писателей, входящих в программу для общеобразовательных учебных заведений; в определении критериев сформированности лучших качеств личности, в основу которых заложены усвоение теоретических знаний о духовных ориентирах творчества писателей и овладение практическими навыками и умениями. Качественный и количественный анализ результатов формирующего эксперимента позволяет сделать выводы о том, что предложенная система методов, приёмов, видов и форм научно-воспитательной работы по вопросам формирования у учащихся понятия о духовных ориентирах творчества писателей эффективна и даёт положительные результаты.
The dissertation is a theoretical and experimental research on the problem of formation of pupils’ comprehension of mastery of author’s literary work. The author introduces scientifically grounded and practically examined methods of literary text analysis with an emphasis on the writer’s mastery and proves its specific purpose and effectiveness.
The methods suggested are supposed to provide an educated reader (pupil) capable of giving an adequate evaluation of the verbal work of arts and to determine the writer’s role in the creation of literary work.