Дисертація присвячена комплексному дослідженню особливостей розвитку й реалізації питань освіти та виховання у вірі багаї, всебічному розкриттю змісту і структури педагогічної діяльності всесвітньої громади багаї у світі та Україні. У дисертації з’ясовано значення принципу всезагальної освіти як основи вчення віри багаї, розглянуто розвиток уявлень про освіту та виховання, з’ясовано сучасний стан організації педагогічного процесу через розкриття особливостей функціонування структур, що забезпечують реалізацію концепції освіти та виховання уданій конфесії, зокрема у сучасній Україні. Концепція освіти та виховання є центральною категорією релігійного вчення віри багаї, оскільки передбачає побудову Нового світового співтовариства на основі удосконалення моральнісного й матеріального становища людства засобами освіти та виховання. Педагогічна система багаї представляє собою оригінальний тип релігійної освіти, що полягає у безперервному навчанні віруючих та за відсутності професійної підготовки священнослужителів. Результатами функціонування конфесійної системи освіти багаї є збільшення кількості віруючих, об'єднання і духовного піднесення громади на основі релігійного Одкровення Багаулли.
Диссертация посвящена комплексному исследованию особенностей развития и реализации вопросов образования и воспитания в вере бахаи и всестороннему раскрытию содержания и структуры педагогической деятельности всемирной общины бахаи в мире. В диссертации определено значение принципа всеобщего образования как основного принципа учения веры бахаи, рассмотрено развитие представлений об образовании и воспитания, выяснено современное состояние организации педагогического процесса в вере бахаи через раскрытие особенностей функционирования структур, обеспечивающих реализацию концепции образования и воспитания в данной конфессии, в частности в современной Украине. Анализ концепции образования и воспитания веры бахаи позволяет определить ее место в учении бахаи как центральной категории, предусматривающей строительство Нового мирового сообщества на основе нравственного и материального совершенствования человечества посредством образования и воспитания. Становление концепции образования и воспитания в вере бахаи прошло долгий путь развития и исходит из понятия «всеобщее образование» - одного из религиозных принципов веры бахаи, которые сегодня считаются основой данной религиозной традиции. Принцип всеобщего образования получает центральное место в вероучении бахаи, поскольку связывает в единое целое религиозное учение и социальную деятельность сообщества бахаи. Реализация концепции образования и воспитания осуществляется путем внедрения религиозной педагогики бахаи в рамках общины на основе трех образовательных уровней: детские классы, подростковые группы и учебные кружки. Данные образовательные уровни имеют первоочередную религиозную направленность и являются воплощением основных положений религиозного учения бахаи. Цель деятельности образовательных структур бахаи — воплощение законов учения Бахауллы и активизация духовной жизни общества за счет подготовки человеческих ресурсов, призванных выполнять служение интересам веры и человеческого общества. Особенностью учебных программ религиозной педагогики бахаи является возможность их применения для организации социальных проектов, которые не используют религиозные темы и предусматривают привлечение к ним небахаи. Педагогическая система образования бахаи представляет собой оригинальный тип религиозного образования, заключающийся в непрерывном обучении верующих при отсутствии профессиональной подготовки священнослужителей. Результатом религиозных и социальных проектов бахаи является увеличение авторитета веры бахаи на местном, национальном и международном уровнях, а также является инструментом распространения вероучения бахаи в мире на фоне официального запрета основателя веры на миссионерскую деятельность и пропаганду, отрицание прозелитизма и обращения в веру путем предоставления материальных благ на высшем административном уровне.
The dissertation considers peculiarities of the development and implementation of education in the Baha’i Faith and comprehensively discloses contents and structure of the educational activities of the Baha'i community in Ukraine and worldwide. The author of the dissertation revealed the significance of the principle of universal education as a central principle of the Baha’i religious teaching, considered the historical development of education concepts in the Baha’i Faith, defined the current state of the educational process in the Baha’i Faith through the exposure of the functioning structures which ensure implementation of the education concept in the Baha’i Faith, particularly in modem Ukraine. The concept of education is a central category of the Baha’i religious teaching, since it involves a New world community building through improvement of the humanity’s moral and material conditions by means of education. The Bahai’s educational system is an novel type of religious education, which includes continual education of its adherents without professional training of the priests. The Bahai’s confessional education results in increasing number of believers, consolidation and spiritual elation of the community based on religious Revelation of Baha’u’llah.