Дисертація та її основна проблематика стосується питань вищої освіти та різноманітних економічних аспектів, пов’язаних з нею, що дозволяє створити цілісний погляд на економічний вимір, в якому вона функціонує. Філософський аналіз допомагає ширше поглянути на завдання поставлені в даній роботі, що в повній мірі розкривають всю складність та багатогранність економічного виміру вищої освіти України. Зокрема, висвітлено та досліджено суттєві чинники, що містяться в основі розуміння та покращення економічного виміру вищої освіти України, направленого на підвищення його ефективності. До цих складників можливо віднести різноманітні питання економіки вищої освіти, маркетингу, менеджменту, приватизації вищої освіти, а також питання управління вищою освітою. Окрему віху в дослідженні становить проблематика пов’язана з глобалізацією простору вищої освіти, а також випереджаючого розвитку певних економічних аспектів на котрі в Україні звертається не достатня увага. Визначено, що загальне розв’язання проблем пов’язаних з економічним виміром вищої освіти України міститься у встановленні ефективної взаємодії між державою, ВИЗ та ринком. Подібна взаємодія зможе здійснити системні зміни пов'язані з реформуванням економічного виміру вищої освіти України. Загальним механізмом необхідних змін залишається спільне використання та застосування освітньої політики, процесів врядування та інструментів менеджменту для скеровування вищої освіти України в необхідному напрямку. Суб'єкти та механізм управління освітою спрямовані на дослідницький університет, котрий є об'єктом впровадження необхідної стратегії змін.
Первостепенно, диссертация связана с рассмотрением различных экономических аспектов, имеющих отношение к высшему образованию. Проблематика, касается технологизации различных отраслей внутри индустриальных обществ и поддерживается утверждениями о том, что современная цивилизация идет в направлении количественного и качественного увеличения сферы услуг, а также информатизации и компьютеризации производства товаров, услуг и, конечно, знания. Этот фон, окружение, которое существует вокруг института высшего образования, стимулирует его разрастание и предоставляет ему одну из основных ролей в создании богатства и эффективной деятельности во все более диверсифицированном и разветвленном сетевом обществе. Основу для понимания предмета исследования составляют четыре категории: экономика высшего образования, теория человеческого капитала, частное и государственное высшее образование и маркетинг в высшем образовании. В общем в ходе исследования было определено, что под экономическим измерением высшего образования следует понимать совокупность всех экономических составляющих и факторов воздействия, функционирующих в сфере высшего образования и создающих экономический эффект.
Глобальный современный мир предоставляет возможности интернационализации для высшего образования Украины. Очевидно, что мир движется, как в направлении унификации, так и в направлении диверсификации. Высшее образование в глобальных масштабах подвержено процессам масификации, экономизации, коммерциализации, приватизации и маркетизации. Важными вопросами в исследовании глобальной высшего образования, были выделены вопросы связанные с философией высшей школы и деньгами, развитием исследовательских университетов, политикой в сфере высшего образования, финансированием НИОКР, выручкой или доходом университетов, частным высшим образованием, различными организациями и ассоциациями. Также актуальными вопросами будут: интеллектуальная собственность, усиленное создание человеческого капитала, а также вопросы платы за обучение, вместе с повышением маркетинговой активности. Это, что касается высшего образования развитых стран. Среди других изменений можно выделить: совершенствование маркетинговой составляющей деятельности вуза, изменение роли высшего образования из объекта в субъект экономики, установление двухуровневой системы финансирования: центральное и местное правительства, создание университетов мирового класса вместе с углублением роли в обществе научного прогресса, признание того, что развитие образования происходит одновременно с развитием политики и экономики, продолжение реформы государственного финансирования от централизованного к многоканальному, расходно-распределительному. В отношениях с вузами, в недалеком будущем, основная роль государства будет заключаться в регулировании рынка, создании и упорядочивании нормативно-правовой базы, имплементации образовательной политики. В процессе осуществления коллективного договора, который существует как формальная или неформальная основа взаимодействия с государством и рынком, постепенно будет системно улучшаться общее научное знание. К рыночному сегменту управления будет относиться внедрение различных бизнсс-моделей, улучшение институциональной стратегии деятельности вуза, максимизация финансовых поступлений, эффективность коммерциализации, наличие специфических ресурсов и управление ими. Действенным механизмом проведения изменений и реформ в высшем образовании будет совместное или отдельное использование образовательной политики, управления и менеджмента. Бесспорным является то, что объектом образовательной политики, управления и процессов менеджмента, так же, как и объектом всех субъектов подобной деятельности, связанной с высшим образованием должен стать исследовательский университет.
Dissertation and its main problems are regarded to the questions of higher education and different economic aspects connected to this. Main research work shows that holistic view on the economic dimension of higher education can be achieved, partly in this work. Philosophical analysis helps to think about the complexity and diversity of economic dimension of higher education of Ukraine. In general, components, that create basis of understanding and develop higher education of Ukraine, are shown. These components are following: economic of higher education, marketing, management, privatization, governance of higher education. Important part of the research is problems related to the globalization of higher education and different economic aspects which found a little attention in Ukraine. Main solving of problems which connected to the economic dimension of higher education in Ukraine is situated in the middle of effective interaction between the government or state, HEIs and the market. Productive interaction can produce systemic changes, which connected to reforms of economic dimension of higher education of Ukraine. Main mechanism of changes remains in mutual usage and implementation of education policy, governance processes and management instruments. All this together create an opportunity to coordinate expanding and grows of higher education of Ukraine. Subjects and mechanism of governance higher education correlates with the development of research university, as object of further strategy of changes.