Дисертація присвячена проблемі формування готовності майбутнього вчителя музики до організації музично-дозвіллєвої діяльності учнівської молоді. Проаналізовано стан досліджуваної проблеми в науковій літературі, у теорії та практиці вищої музично-педагогічної освіти, уточнено зміст понять «музично-дозвіллєва діяльність» та «готовність учителя музики до організації музично-дозвіллєвої діяльності учнівської молоді», визначено компонентну структуру готовності майбутнього вчителя музики до організації означеної діяльності. Визначено критерії та показники готовності до організації музично-дозвіллєвої діяльності учнівської молоді та педагогічні умови ефективного здійснення цього процесу. Розроблено, теоретично обґрунтовано та експериментально перевірено поетапну методику формування готовності майбутнього вчителя музики до організації музично-дозвіллєвої діяльності учнівської молоді. Результативність запропонованої методики та застосування педагогічних умов виявилась у позитивній динаміці змін у рівнях сформованості готовності до організації музично-дозвіллєвої діяльності учнівської молоді студентів експериментальних груп у порівнянні зі студентами контрольних груп.
Диссертация посвящена проблеме формирования готовности будущего учителя музыки к организации музыкально-досуговой деятельности учащейся молодежи. Проанализировано состояние исследуемой проблемы в научной литературе, в теории и практике высшего музыкально-педагогического образования, уточнено содержание понятий «.музыкально-досуговая деятельность» и «готовность будущего учителя музыки к организации музыкально-досуговой деятельности учащейся молодежи». Определена сущность готовности будущего учителя музыки к организации музыкальнодосуговой деятельности учащейся молодежи, а также ее компонентная структура; доказана значимость формирования готовности будущих учителей музыки к организации музыкально-досуговой деятельности для их профессионального роста и ее положительное влияние на процесс формирования духовного мира учащейся молодежи; дальнейшее развитие приобрело теоретико-методическое обеспечение обучения студентов. Установлено, что эффективность формирования готовности будущего учителя музыки к организации музыкально-досуговой деятельности значительно повышается благодаря применению таких педагогических условий: создание мотивационно-стимулирующей среды учебного процесса осознания студентом профессиональной значимости приобретения готовности к организации музыкально-досуговой деятельности учащейся молодежи: вариативность форм организации учебной деятельности студентов; стимулирование самостоятельности студентов, смена роли «Я - Студент» на «Я- Художественный руководитель»: применение индивидуально-творческого подхода к обучению студентов с целью побуждения их к поиску собственного стиля педагогического руководства музыкальным коллективом. На основе выявленных компонентов структуры готовности будущего учителя музыки к организации музыкально-досуговой деятельности учащейся молодежи были определены критерии и показатели сформированности этого качества, а именно: степень мотивированности приобретения готовности к организации музыкально-досуговой деятельности, степень эмоциональной устойчивости (интерес к организации музыкально-досуговой деятельности учащейся молодежи, желание проявить и реализовать организаторские способности и собственный творческий потенциал в процессе организации указанной деятельности, способность регулировать собственное эмоциональное состояние (стрессоустойчивость)); степень музыкально-теоретической и психолого-педагогической осведомленности (системность знаний основ психолого-педагогических дисциплин, объем знаний по специальным дисциплинам, наличие знаний о сущности, специфике, функциях и формах реализации музыкально-досуговой деятельности; мера коммуникативноорганизационной и контрольно-оценочной способности, сформированностиь исполнительских умений, наличие организаторских и коммуникативных способностей, способность оценить свои возможности по организации музыкально-досуговой деятельности; мера творческой направленности личности (самостоятельность и оригинальность вербальной и исполнительской интерпретации, способность к импровизации, наличие и характера индивидуального стиля руководства музикальним колективом в процессе музыкально-досуговой деятелностию, умение создания сценария и плана кружковой работы). В соотвстстии с разработанным критериальным аппаратом диссертационного исследования было проведено диагностирование существующего уровня сформированности готовности к организации музыкально-досуговой деятельности будущих учителей музыки. Виявлено преобладание у них низкого уровня сформированности указаного качесва, что способствовало разработке и внедрению методики формирования готовности будущего учителя музыки к организации музыкально-досуговой деятельности учащейся молодежи, которая включала четыре этапа: ориентировочнопобудительный, рефлексивно-содержательный, коррекционно-технологический, продуктивно-синтезирующий, на которых были задействованы методы: дискуссии, коммуникативного взаимодействия, ролевой игры «Юлий Цезарь», «51-руководитель художественного коллектива», создание самостоятельных музыкальных творческих проектов и другие. Сравнительный анализ полученных экспериментальних данных на основе сопоставления количественных и качественных показателей участников экспериментальных и контрольных групп показал положительную динамику изменений в уровнях сформированности готовности к организации музыкально-досуговой деятельности будущих учителей музыки экспериментальных групп. У участников контрольных групп не обнаружено значительных положительных изменений в уровневой характеристике сформированности указаного качества, что свидетельствует об эффективности разработанных педагогических условий и методики формирования готовности будущего учителя музыки к организации музыкально-досуговой деятельности учащейся молодежи.
The dissertation is devoted to the problem of formation of readiness of the future teacher of music to organizing musical and leisure activity of school youth. The state of the problem was analyzed in the scientific literature in the theory and practice of high musical education, clarified the meaning of «music and leisure activity» and «readiness of music teacher to organizing musical and leisure activity of school youth», specified component structure of readiness for future music teacher in organizing of the designated activity. Pedagogical conditions of effective implementation of the process were defined. Criteria and indicators of readiness in organizing of music and leisure activity of school youth have been designed. A theoretically grounded and experimentally tested every stage of formation of readiness of the future teacher of music for organizing music and leisure activity of school youth. The effectiveness of the proposed methods and the use of pedagogical conditions technique is proved in positive dynamics of changes in the level of formation of readiness for organizing music and leisure activity of school youth, students of experimental groups in comparing with control groups of students.