Дисертація присвячена дослідженню проблеми формування психологічної готовності студентів педвузу до профорієнтаційної роботи у школі. Визначено структуру психологічної готовності студента до профорієнтаційної роботи у школі, емпіричні показники, критерії оцінки та рівні сформованості даного феномену. Створено комплекс методик для діагностики рівня сформованості психологічної готовності студента до профорієнтаційної роботи у школі. Розроблено систему психолого-педагогічної роботи з формування психологічної готовності студента до профорієнтаційної роботи у школі. Проведено експериментальне дослідження умов та чинників, що впливають на її формування. Встановлено, що ефективність формування психологічної готовності студентів до профорієнтаційної роботи у школі забезпечується шляхом комплексного формування мотиваційного, емоційного, когнітивного, операційно-дійового компонентів при домінуючій ролі когнітивного та операційно-дійового.
Диссертация посвящена исследованию проблемы формирования психологической готовности студентов педвуза к профориентационной работе в школе. В работе произведена систематизация главных научных направлений в исследованиях феномена готовности. Учёные по-разному опеределяют процес формирования психологической готовности, но они едины в убеждении, что этот процесс наиболее эффективно осуществляется путём одновременного формирования всех её структурных компонентов при доминирующей роли того или иного компонента в зависимости от специфики деятельности, к которой осуществляется подготовка специалиста. Анализ научной литератури показал, что исследованиями феномена готовности охвачены различные аспекты педагогической деятельности, но проблема формирования психологической готовности будущего учителя к профориентационной работе в школе учёными не исследовалась. Мы рассматриваем психологическую готовность к профориентационной деятельности как особенное состояние личности, которое интегрирует в себе психологический настрой и профессиональную подготовленность к осуществлению данного вида деятельности, структуру которого составляют: мотивационный, эмоциональный, когнитивный и операционно-действенный компоненты. В результате комплексного исследования состояния профориентационной работы в современной школе установлено отсутствие единой системы работы, дефицит современных научно-методических разработок, формализм и скептицизм по отношению к профориентационным мероприятиям со стороны учителей и учеников, низкий уровень профессионального самоопределения выпускников. Одной из главных причин неэффективности профориентационной работы в школе является не подготовленность учителей к этому аспекту педагогической деятельности. Исходя из теоретических положений о структуре психологической готовности к педагогической деятельности и анализа содержания, структуры и специфики осуществления профориентационной деятельности учителя, разработано структурную модель психологической готовности студента педвуза к профориентационной работе в школе, опеределены её эмпирические показатели, критерии оценки и уровни сформированости даного феномена. Разработано и апробировано комплекс методик для диагностики уровня сформированости психологической готовности студента педвуза к профориентационной работе в школе. Результаты исследования показывают, что студенты не владеют необходимыми знаниями, не имеют опыта разрешения подобных проблем, имеет место недостаточный психологический настрой на профориентационную деятельность, высокий уровень тревожности и неуверенности в своих силах. Установлено, что причиной низкого уровеня психологической готовности является отсутствие системы подготовки студентов к профориентационной работе в школе. Обеспечивая реализацию комплекса психолого-педагогических условий и придерживаясь положения о механизме формирования психологической готовности к профориентационной работе, мы определили содержание, формы, методы и этапы системи психолого-педагогической работы по формированию психологической готовности студента к профориентационной работе в школе. Проведено экпериментальное исследование психолого-педагогический условий и факторов, влияющих на эффективность её формирования. Разработано и апробировано программу экспериментальной подготовки студентов, которая обеспечила высокий уровень их психологической готовности к профориентационной работе в школе. Теоретически и экспериментально установлено, что эффективность формирования психологической готовности студентов к профориентационной работе в школе обеспечивается путем комплексного формирования мотивационного, эмоционального, когнитивного и операционно-действенного компонентов с доминирующей ролью когнитивного и операционно-действенного. Результаты диссертационного исследования применяются в работе управления образования и школах г.Тернополя, спецкурс “Психологические основы профориентационной работы в школе” введён в учебный план Тернопольського государственного педагогического университета им. В. Гнатюка.
The thesis is dedicated to research of a problem of formation of psychologic readiness of the students to professional - orientation activity at school. The structure of psychological readiness of the student to professional-orientation to work at school is determined, empirical parameters, criteria of an estimation and levels formations the given phenomenon are determined. The complex of techniques for diagnostics of a level formations psychological readiness of the student to professional-orientation to work at school is created. The system of psychology-pedagogical work on formation of psychological readiness of the student to professional-orientation to work at school is developed. The experimental research of conditions and the factors influencing its formation is conducted. It is established, that efficiency of formation of psychological readiness of students to professional-orientation to work at school is provided by complex formation motivational, emotional, cognitive, operational - effective components at a dominating role когнитивного and operational - effective.