Проаналізовано стан досліджуваної проблеми формування спеціальних умінь та навичок студентів вищих навчальних закладів у психолого-педагогічній та спеціальній літературі. Досліджено особливості навчання оздоровчого плавання, методичні положення побудови методики навчання та особливості формування мотиваційного спрямування студентів до занять оздоровчим плаванням в залежності від рівня їх вміння плавати. Визначено стан фізичної підготовленості студентів вищих навчальних закладів, напрями їх мотивів до занять фізичною культурою та сформованість спеціальних умінь та навичок. Розроблено методику формування спеціальних умінь та навичок студентів в процесі оздоровчого плавання, спрямовану на всебічний розвиток організму, формування психофізичної готовності студентів до майбутньої професійної діяльності. Експериментальним шляхом перевірено ефективність навчання спеціальним умінням та навичкам студентів вищих навчальних закладів засобами оздоровчого плавання.
Проанализировано состояние исследуемой проблемы формирования специальных умений и навыков студентов высших учебных заведений в психологопедагогической и специальной литературе. Исследованы особенности обучения оздоровительному плаванию, методические положения построения методики обучения и особенности формирования мотивационного стремления студентов к занятиям оздоровительным плаванием в зависимости от уровня их умения плавать. Определено состояние физической подготовленности студентов высших учебных заведений, их мотивационная направленность к занятиям физической культурой и сформированность специальных умений и навыков. Установило, что наиболее популярной формой физического воспитания у студентов является оздоровительное плавание, которое в основном направлено на укрепление здоровья и развитие двигательных способностей, укрепление опорно-двигательного аппарата, и способствующее общему физическому развитию. Таким образом, занятия оздоровительным плаванием с изучением техники спортивных способов плавания гармонично развивает специальные умения и навыки, укрепляет кардио-респираторную и сердечно-сосудистую системы, повышает общую выносливость организма к физическим нагрузкам. В исследовании реализованы методические основы физического воспитания: гуманистическая ориентация; приоритет потребностей, мотивов и интересов личности; оздоровительная направленность; индивидуализация; связь физического воспитания с другими видами деятельности студентов. Учет полученных данных о мотивационных устремлениях и возможностях организма юношей и девушек дал возможность разработать методику формирования умений и навыков студентов в процессе обучения оздоровительному плаванию. Повышение эффективности учебной деятельности достигалось в результате построения алгоритма годичного цикла занятий оздоровительным плаванием с учетом особенностей графика учебных занятий высших учебных заведений. Построенный алгоритм позволяет достичь соответствия между факторами педагогического воздействия и восстановительными мероприятиями, рационально использовать разнообразные средства и методы развития выносливости, умений и навыков, что дает возможность систематически и постепенно увеличивать нагрузку в процессе проведения учебных занятий. Исследовательским путем проверена эффективность разработанной методики в процессе обучения студентов высших учебных заведений. Проведен анализ динамики изменений физической подготовленности студентов, который свидетельствует о том, что реализация в процессе обучения разработанной методики обучения оздоровительному плаванию повысила уровень физических качеств, мотивации студенческой молодежи к физической культуре в целом. Результаты проведенного исследования подтвердили эффективность разработанной методики обучения оздоровительному плаванию студентов высших учебных заведений. У студентов экспериментальной группы достоверно (Р>0,05) повысилась физическая и функциональная подготовленность. Это подтверждается ростом количества студентов с высоким и средним уровнями развития физических качеств и соответственно снижением их количества с низким уровнем физической подготовленности.
Analysis of the problem of special skills and students in educational and psychological literature. The peculiarities of teaching fitness swimming, the methodical construction of teaching methods, the particulars of motivation orientation sessions for improving floating depending on the level of their ability to swim. The condition of physical readiness of students, their motivation directions to physical training and the formation of special skills. The method of forming the special skills of students during recreational swimming, aiming at comprehensive development of the body of psychophysical readiness of students for future professional activities. Experimentally tested the effectiveness of special education knowledge and skills of students by means of improving navigation.