У дослідженні запропоновано концепцію світоглядної культури особистості, що топологічно належить свідомості людини, позначає організаційні рівні, подає морфологічний устрій і наділяє її низкою оригінальних властивостей щодо світорозуміння і самовизначення людини у соціальному світі на основі отримання і переробки смислів як з підвалин Фізичного Всесвіту, або психосфери, так і з глибин Семантичного Всесвіту, або ноосфери, має властивість створювати й утримувати власне смислове поле Визначено наукові підходи та методологічну базу щодо дослідження параметричних характеристик явища, проаналізовано його природу, сутність, зміст, форми буття, елементну базу, структуру та рівні, досліджено морфологію механізму збудження, продукти смислового і культурологічного простору смислової сфери особистості, виділено її механізми та функції, обґрунтовано критерій якості її сформованості, проведено перевірку стану та зрілості світоглядної культури особистості в умовах українського суспільства.
В исследовании предложена концепция мировоззренческой культуры личности, в которой формализуются организационные уровни, представлена её морфологическая структура, описаны свойства, раскрывающие механизм самоопределения человека в социуме. Мировоззренческая культура личности обоснована как явление духовно-практическое, находящееся на границе времени и пространства, основанием её является сознание человека и расположена она в смысловой сфере личности на трех уровнях: ядерном, интеллектуальном и социальном. Логический анализ вскрыл процесс саморазвёртывания мировоззренческой культуры личности; построена принципиальная пятиэтапная модель цикла создания и самовоспроизведения данного явления. Обоснован методологический комплекс средств исследования, позволивший осуществить системный подход в изучении мировоззренческой культуры личности. Проанализирована сущность явления мировоззренческой культуры, которая заключается в возбуждении механизмов смысловой сферы: смыслопорождения, смыслоосознания и смыслопостроения (по Д.А. Леонтьеву) что ведет к дифференциации горизонтальных подструктур личности и специализации функциональных органов, возникающих в их горизонтах; содержание саморазвертывается как интеллектуальная деятельность — мышление, приобретая структурную завершенность в виде механизма возбуждения с производством специфического продукта, — мировоззрения. Конечным продуктом мировоззренческой культуры выступает механизм самоопределения личности; формы бытия ее зависят от условий в которых находится содержание явления: субъективированная в структуре субъекта — потенциальный мир, который образуется функционалами: мироощущением, миропредставлением, мировосприятием и миропониманием; во внешней среде - объективированная артефактами культурно-исторического процесса. Структурно-функциональный анализ углубил знание о предмете исследования, было структурировано сознание человека и в плоскости каждой подструктуры личности были определены морфологические единицы, которые являются элементами механизма возбуждения личности, конечным продуктом функционирования которого выступает мировоззрение личности; на основе деятельностного подхода были определены функции, поставляемые в смысловую сферу личности, так называемые функционалы: мироощущение, миропредставление, мировосприятие и мировидение. Обоснован критерий и показатели морфологической и функциональной зрелости мировоззренческой культуры личности. Критерий обозначен, как бытие функционала миропонимание, который, интегрирует действие функционалов низшего уровня и поставляет на культурологический уровень программу действий и энергию для механизма самоопределения личности. В ходе праксеологического анализа состояния мировоззренческой культуры обычного гражданина Украины доказано, что модель механизма возбуждения личности, алгоритм саморазвёртывания мировоззренческой культуры, а также ряд других выводов исследования, эффективно работают в качестве средств изучения реального сознания человека в условиях переходного общества. По такому алгоритму, возможно, проанализировать два других сегмента смысловой сферы - самосознание и сверхсознание. Очевидно, что переход мирового сообщества к информационной цивилизации требует углубления исследователей в семантическую структуру личности человека. Это значит, что исчезает и предметная доказательная база плодотворности изучения социальных систем и процессов. Мы погружаемся в глубины смыслов, идей, образов, моделей и других продуктов умственного труда человека.
The study proposed the concept of ideological culture of a personality, that topologically belongs to human consciousness, indicates the organizational levels, presents morphological structure and gives it a number of original features on outlook and self-determination of a human in the social world on the basis of obtaining and processing of meanings from the physical foundations of the universe or psychosphere as well as from the depths of Semantic Universe or noosphere, has the ability to create and maintain their own semantic field. The study defined scientific approaches and methodological framework for studying of the parametric characteristics of the phenomenon, analyzed its nature, essence, contents, forms of entity, element base, structure and levels, studied morphological mechanism of excitation, products of semantic and cultural field of a sense sphere of personality, highlighted its mechanisms and functions, substantiated criteria and indicators of maturity of an ideological culture of a personality and conducted verification in the conditions of Ukrainian society.