Дисертаційне дослідження присвячене вирішенню питання теорстико-методологічних та методичних засад підготовки вчителів до забезпечення основ мистецької освіти учнів початкової школи. Розкриті особливості цієї підготовки з урахуванням сучасних тенденцій модернізації професійної освіти, обґрунтовано її закономірності та специфічні принципи, на основі визначених концептуальних засад побудована структурно-функціональна модель підготовки вчителів до художньо-педагогічної діяльності. Розроблена в дослідженні структурно-функціональна модель підготовки вчителів до забезпечення основ мистецької освіти учнів початкової школи розкрила взаємозв’язки мотиваційно-цільового, змістового, діяльнісно-процесуального та контрольно-оцінного компонентів у цілісній структурі підготовки вчителя до забезпечення основ мистецької освіти учнів початкової школи, дозволила обгрунтувати рівні, критерії та показники сформованості готовності до художньо-педагогічної діяльності. Поглиблено розуміння культури художньо-педагогічної діяльності вчителя початкової школи, доведено, що формування культури художньо-педагогічної діяльності майбутнього вчителя початкової школи найбільш повно реалізується в умовах художньо-педагогічної підготовки, зорієнтованої на розвиток професійної підготовки студента, формування його професійно-методологічного мислення в умовах мультикультурного освітнього простору. Розроблена технологія підготовки вчителя до забезпечення основ мистецької освіти учнів початкової школи створює реальні умови для прояву активності, самостійності та ініціативності студентів, сприяє встановленню суб’єкт-суб’єктної педагогічної взаємодії та самореалізації особистості майбутнього вчителя. Узагальнення результатів упровадження структурно-функціональної моделі підготовки вчителів до забезпечення основ мистецької освіти молодших школярів у практику вищої педагогічної школи дозволило визначити систему умов її ефективності, в якій виокремлені загальнопедагогічні, естетико-психологічні та організаційно-методичні. Результати формувального експерименту підтвердили ефективність розробленої системи критеріїв, показників і рівнів готовності майбутніх вчителів до художньо-педагогічної діяльності як прояву їхнього ефективного володіння знаннями, комплексними вміннями та навичками професійної діяльності.
Диссертационное исследование посвящено решению вопроса теоретикометодологических и методических основ подготовки учителей начальной школы к художественно-педагогической деятельности в Украине. Раскрыты особенности этой подготовки с учетом современных тенденций модернизации профессионального образования, обоснованы ее закономерности и специфические принципы; на основе разработанной концепции создана структурнофункциональная модель подготовки учителей к художественно-педагогической деятельности, раскрывающая взаимосвязь мотивационно-целевого, содержательного, деятельностно-процессуального, контрольно-оценочного и рефлексивного компонентов в целостной структуре подготовки учителя к обеспечению основ художественного образования младших школьников; обоснованы критерии и показатели сформированности готовности к художественно педагогической деятельности. Внедрение интегрированного подхода в обучение студентов предметам художественно-культуролопгческого цикла рассматривается как актуализация социального заказа, обусловленного рядом обострившихся противоречий между уровнем современных требований к выпускникам педагогических вузов и реальной практикой их подготовки в условиях мультикультурного образовательного пространства. Разработанная концепция обеспечивает функционирование всех составляющих процесса подготовки учителей к художественно-педагогической деятельности на единой платформе и предполагает обновление целей, содержания, форм и методов художественно-педагогической составляющей профессиональной подготовки. Включение принципа интеграционности в систему подготовки будущих учителей начальной школы предусматривает: признание значимости не только содержания учебного материала, но и логических взаимосвязей между его структурными элементами; формирование у студентов целостной системы художественнопедагогических знаний; обеспечение фундаментальности знаний; применение адекватных содержанию методов и средств обучения, развитие профессиональных и личностных качеств будущего учителя. Внедрение экспериментальной структурно-функциональной модели подготовки в учебный процесс подтверждает возможность создания с ее помощью условий, способствующих формированию у студентов готовности к художественно-педагогической деятельности: общепедагогических, эстетикопсихологических, организационно-методических. Углублено понимание культуры художественно педагогической деятельности учителя начальной школы. Разработанная технология подготовки учителя к обеспечению основ художественного образования учащихся начальной школы создает реальные условия для проявления активности, самостоятельности и инициативности студентов, способствует установлению субъект-субъектного педагогического взаимодействия и самореализации личности будущего педагога. Результаты формирующего эксперимента подтвердили эффективность разработанной системы критериев, показателей и уровней готовности будущих учителей к художественно педагогической деятельности как проявления эффективного овладения знаниями, комплексными умениями и навыками профессиональной деятельности.
Dissertation research is devoted the decision of the problem of theoretical-methodological and methodical principles of teachers’ preparation in providing bases of artistic education for students of primary school in Ukraine. The characteristic properties of this preparation are described taking into account the modern tendencies of professional education, and also there given prove to the regularities and specific principles of the preparation. The structurally functional model of teachers’ preparation to artistic pedagogical activity is based of certain conceptual principles. The given prove to the criteria and quality characteristic to students’ readiness for artistic pedagogical activity. There showed the deep understanding of the culture of teachers’ artistic pedagogical activity in primary school, it is proved that is formation is fully realized in artistic pedagogical preparation, which is directed to the formation of vocational thinking in multicultural educational area. This developed technology of teachers’ preparation creates real conditions for students’ independence and initiative. The results of the experiment confirmed the efficiency of the developed system of criteria, quality characteristic and future teachers’ readiness for artistic pedagogical activity.