Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Лінгводидактична система початкового навчання української мови у школах з російською мовою викладання

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Хорошковська, Ольга Назарівна
dc.date.accessioned 2021-03-31T15:18:31Z
dc.date.available 2021-03-31T15:18:31Z
dc.date.issued 2000
dc.identifier.citation Хорошковська Ольга Назарівна. Лінгводидактична система початкового навчання української мови у школах з російською мовою викладання : автореф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.02 - теорія і методика навчання української мови / Хорошковська Ольга Назарівна ; Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2000. - 39 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/33641
dc.description.abstract Монографія присвячена дослідженню лінгводидактичної системи навчання української мови у початкових класах шкіл з російською мовою викладання. У роботі визначається лінгводидактична система як цілісний упорядкований процес, побудований на основі врахування лінгвістичних, психологічних та психолінгвістичних особливостей засвоєння української мови як другої і включає цілі, зміст, принципи, методи і прийоми навчання, системи вправ та урок, як основну форму організації навчального процесу: У процесі дослідження з’ясовано критерії відбору змісту навчання української мови як другої, лінгводидактичні принципи навчання, здійснено відбір методів і прийомів навчання та системи вправ, визначено типи й структуру уроків української мови як другої. ua
dc.description.abstract Монография посвящена исследованию лингводидактической системы обучения украинскому языку в начальных классах школ с русским языком преподавания. В работе определяется лингводидактическая система как целостный упорядоченный процесс, построенный на основе учета лингвистических, психологических и пснхолингвистических особенностей усвоения украинского языка как второго, близкородственного, и включает цели (основные и промежуточные), содержание, принципы и методы обучения, системы упражнений и урок как основную форм)' организации учебного процесса. Основные цели рассматриваются как системообразующий компонент лингводидактической системы, которые реализуются и конкретизируются через промежуточные цели и учебные задачи. Разработаны теоретические основы методики: лингвистические, психологические и психолингвистические, а также дидактические (цели, содержание, принципы, методы и приемы обучения, урок как основная форма организации учебного процесса). Они рассматриваются во взаимосвязи как важнейшие компоненты лингводидактической системы. С целью определения содержания и методов обучения украинскому языку, а также характера упражнений, произведен лингвистический анализ языкового материала и сопоставительный анализ русского и украинского языков, что позволило внести некоторые коррективы в содержание и определить основные подходы к обучению украинскому языку как второму. Эффективность обучения украинскому языку как второму, близкородственному, зависит от учета психологических и психолингвистических особенностей усвоения знаний и формирования речевых и коммуникативных умений. Их анализ позволил определить трудности, которые возникают в процессе обучения, показал зависимость между знаниями, умениями и навыками, сформированными на уроках русского языка и теми, которые должны усваиваться на уроках украинского, и определить условия возможного положительного переноса и предупреждения интерференции, а также формирования автономного механизма украинской речи. В процессе исследования определены критерии отбора содержания учебного материала по украинскому языку (сравнительный анализ двух языковых систем как основной, учебнометодическая целесообразность, коммуникативная необходимость, частотность, системность). Проанализированы также лингводидактические принципы обучения, среди которых учет знаний по родному языку, коммуникативная направленность учебного процесса, опережение устной речи относительно письменной, оптимальное соотношение между знаниями, языковыми и речевыми упражнениями, обеспечение языковой среды и установки на речь, взаимосвязи устной и письменной речи. Произведен отбор методов и приемов обучения, где сопоставление рассматривается и как организующая основа обучения, и как один из эффективных методических приемов, используемых с целью дифференциации фактов русского и украинского языков. На основе сопоставительного анализа учебного материала обоих языков определены типы и структура уроков украинского языка как второго: транспозиционный, транспозиционно-коррекционный, коррекционный и урок усвоения новых знаний, умений и навыков (комбинированный). Разработана методика обучения украинскому языку в начальных классах школ с русским языком преподавания. Она имеет транспозиционно-коррекционный характер. Предлагаемая лингводидактическая система сориентирована на усвоение элементарных лингвистических и этнокультуроведческих знаний и на их основе — формирование коммуникативных умений и навыков. ua
dc.description.abstract The monograph is dedicated to the research of linguodidactic system of teaching Ukrainian at primary schools with Russian as a teaching language. The system is determined as an integral process, which take into account linguistic, psychological and psycholinguistic peculiarities of mastering Ukrainian. This process includes purposes, content, principles means and methods of teaching and a lesson as a main form of teaching procedure organization. In the process of investigation the author ascertained criteria for selection of content of teaching Ukrainian as a second language and linguodidactic principles of education. She also selected teaching methods and ways, determined types and structure of lessons on Ukrainian as a second language. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова ua
dc.subject Лінгводидактична система ua
dc.subject теоретичні основи ua
dc.subject методи і прийоми ua
dc.subject порівняльний аналіз ua
dc.subject транспозиція й інтерференція ua
dc.subject зіставлення ua
dc.subject методика навчання ua
dc.subject Лингводидактическая система ua
dc.subject теоретические основы ua
dc.subject принципы ua
dc.subject методы и приемы ua
dc.subject сравнительный анализ ua
dc.subject транспозиция и интерференция ua
dc.subject коммуникативная направленность ua
dc.subject методика обучения ua
dc.subject The linguistic and didactic system ua
dc.subject theoretical bases ua
dc.subject principles ua
dc.subject methods and acceptance ua
dc.subject comparative analysis ua
dc.subject transposition and interference ua
dc.subject communication directivity ua
dc.subject strategy of education ua
dc.subject.classification 373.1.02: 372.8 ua
dc.title Лінгводидактична система початкового навчання української мови у школах з російською мовою викладання ua
dc.title.alternative Лингводидактическая система начального обучения украинскому языку в школах с русским языком преподавания ua
dc.title.alternative Linguodidactic system of elementary teaching of Ukrainian at schools with Russian as a teaching language ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу