ISSN: 2310-8290
Показати скорочений опис матеріалу
dc.contributor.author | Хе Ївень![]() |
|
dc.date.accessioned | 2021-03-31T06:26:50Z | |
dc.date.available | 2021-03-31T06:26:50Z | |
dc.date.issued | 2015 | |
dc.identifier.citation | Хе Ївень. Формування звукотворчої волі у майбутніх учителів музики в процесі гри на фортепіано : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 - теорія і методика музичного навчання / Хе Ївень ; [наук. кер. Демидова Марина Григорівна] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2015. - 22 с. | ua |
dc.identifier.uri | http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/33619 | |
dc.description.abstract | У дисертаційному дослідженні розглянуто проблему формування звукотворчої волі у майбутніх учителів музики в процесі навчання гри на фортепіано. Проаналізовано стан досліджуваної проблеми в науковій літературі, у теорії та практиці музично-педагогічної освіти, уточнено зміст поняття «звукотворча воля», що трактується як художньо-творча спонукальна дія, спрямована на регуляцію і самодетермінацію процесу звукоутворення на основі психофізичної ідентичності. Визначено компонентну структуру, критерії, показники та рівні сформованості звукотворчої волі у майбутніх учителів музики. Розроблено та експериментально перевірено методику формування звукотворчої волі у студентів-музикантів у процесі навчання гри на фортепіано на моделюючому, конструктивному, коректуючому та презентаційному етапах. За результатами проведеного дослідження визначені основні методи реалізації поставленої мети. | ua |
dc.description.abstract | В диссертации рассмотрена проблема формирования звукотворческой воли у будущих учителей музыки в процессе обучения игре на фортепиано, где указанный феномен трактуется как художественно-творческое побудительное действие, направленное па регуляцию и самодетсрминацию процесса звукообразования на основе психофизической идентичности. Определена компонентная структура, критерии, показатели и уровни сформированности звукотворческой воли у будущих учителей музыки в процессе обучения игре на фортепиано. Выявлены педагогические условия, способствующие успешному формированию звукотворческой воли у студентов-музыкантов: стимулирование ценностно-поисковой ориентации будущего учителя музыки на постижение художественного содержания музыкального произведения и выбор тембрового, штрихового, динамического решения задач, связанных с реализацией слуховых представлений; создание императивно-утвердительной установки студентов на идентичность слуховых представлений и звукотворчества; активизация направленности студентов на слухо-коррекционную и коррекционноповеденческую деятельность. Выделены этапы формирования звукотворческой воли у студентов педагогических университетов, к которым отнесены: моделирующий, конструктивный, корректирующий и презентационный. Каждый из этапов направлен на формирование специфических по характеру компонентов звукотворческой воли и предусматривает разную степень воздействия педагога на успешность овладения студентами звукотворческой волей. Первый - моделирующий этап - предусматривал создание представления (модели) о том, как должен звучать музыкальное произведение. Этот этап также связан с борьбой мотивов при поиске интерпретационно - исполнительской модели, выбором эталона звучания, формированием представления внутреннеслухового образа. Второй -конструктивный этап - направлен на формирование умений реализации слуховых представлений и предусматривает: раскодирование музыкальноязыковых особенностей музыкального текста; избрание приемов выполнения средств музыкальной выразительности, степени и качества их использования; выбор приемов звукоизвлечения, избрание методов преодоления технических трудностей. Третий - корректирующий этап формирования звукотворческой воли направлен на овладение студентами умениями управлять звукотворческим процессом, понимать художественный смысл музыкального произведения в процессе его исполнения. Четвертый -презентационный этап формирования звукотворческой воли напрямую связан с умением представить музыкальное произведение перед аудиторией: передача художественной информации, вовлечения в процесс восприятия, а возможно и в диалог слушателей. Согласно компонентной структуры звукотворческой воли определены критерии и показатели оценки ее сформированности. Критериями звукотворческой воли студентов выбраны: мотивационно-аналитический, когнитивно-прогностический, операционно-регулятивный, художественнокоммуникативный. Мотивационно-аналитический критерий определял уровень инициативности и самостоятельности студентов при инициировании (формирования) слухового представления (с обязательным учетом текстовой, содержательной и жанрово-стилевой обусловленности текста. Когнитивнопрогностический критерий предусматривал выявление степени сформированности умений, связанных с интерпретационным проектированием музыкально-слуховых представлений, с выявлением приемов звукоизвлечения. осмыслением построения целостного художественно-композиционного содержания произведения. Операционнорегулятивный критерий был призван определить механизмы звукотворческой коррекции непосредственно во время интерпретации музыкального произведения. Художественно-коммуникативный критерий определял два ключевых аспекта репрезентации музыкального произведения: первый -эмоциональность и исполнительское убедительность будущего учителя; второй - эмоциональный отклик и понимание художественного содержания прослушанного произведения. Разработанный критериальный аппарат позволил определить высокий (творческий), средний (самоинструктивний) и низкий (побудительный) уровни сформированности звукотворческой воли у студентов-музыкантов педагогических вузов. Разработанная методика формирования звукотворческой воли будущих учителей музыки успешно апробирована в процессе формирующего эксперимента в четыре этапа (моделирующий, конструктивный, корректирующий и презентационный). По результатам внедрения авторской методики установлено положительные сдвиги показателей по каждому критерию, что сказалось на общем повышении уровня сформированности исследуемого феномена студентов экспериментальных групп. | ua |
dc.description.abstract | The dissertation is devoted to the problem of the formation of future music teachers' sound creative will in process of training piano playing, where a said phenomenon is treated as artistic and creative motivational action, focused on regulation and self-determination of the sound generation process based on the psychophysical identity. Was defined component structure, criteria, indicators and levels of formedness of the formation of future music teachers' sound creative will in process of training piano playing. Was developed and experimentally-verified stepped method of formation of the sound creative will of student musicians, which took place within four interrelated stages (modelling, constructive, corrective and presentation). The results of the study helped to identify the main methods for implementing the goal of the research. | ua |
dc.language.iso | uk | ua |
dc.publisher | НПУ імені М. П. Драгоманова | ua |
dc.subject | звукотворча воля | ua |
dc.subject | майбутні вчителі музики | ua |
dc.subject | музично-інструментальна підготовка | ua |
dc.subject | поетапна методика | ua |
dc.subject | звукотворческая воля | ua |
dc.subject | будущие учителя музыки | ua |
dc.subject | музыкально-инструментальная подготовка | ua |
dc.subject | поэтапная методика | ua |
dc.subject | sound creative will | ua |
dc.subject | future music teachers | ua |
dc.subject | music-instrumental training | ua |
dc.subject | stepwise method | ua |
dc.subject.classification | 378.14+372+73+378.4+477+510 | ua |
dc.title | Формування звукотворчої волі у майбутніх учителів музики в процесі гри на фортепіано | ua |
dc.title.alternative | Формирование звукотворческой воли у будущих учителей музыки в процессе обучения игре на фортепиано | ua |
dc.title.alternative | Formation of future music teachers' sound creative will in process of training piano playing | ua |
dc.type | Other | ua |